Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российско-монгольский «Союз Восток» снизит потребность КНР в СПГ из США

Российско-монгольский «Союз Восток» снизит потребность КНР в СПГ из США

План деятельности Совместной рабочей группы России и Монголии на 2021-2022 годы по работе над проектом газопровода «Союз Восток» приближает заключение контракта с КНР, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Технико-экономическое обоснование российского-монгольского проекта и план деятельности на 2021-2022 годы обсудили вице-премьер Монголии Сайнбуянгийн Амарсайхан и заместитель председателя правления ПАО «Газпром» Виталий Маркелов. Указанной работой занимается компания специального назначения «Газопровод Союз Восток». 

Россия совершенствует стратегию

Речь идет о продолжении на территории Монголии российского газопровода «Сила Сибири – 2», экспортная мощность которого может более чем в 1,3 раза превысить мощность «Силы Сибири». Эксперт Юшков считает, что проект позволит поставлять экспортные объемы из Западной Сибири в западном и восточном направлениях.

Развитие указанных экспортных направлений, отмечает собеседник агентства, актуально на фоне санкционных угроз Соединенных Штатов Америки, давления на участников строительства магистрального газопровода «Северный поток – 2» и нестабильности в двусторонних отношениях Москвы и Европейского союза. Игорь Юшков напомнил, что изначально газопровод назывался «Алтай» и должен был пройти напрямую в Китай через плато Укок.

«Предполагалось построить трубу от западносибирских месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе до Алтая, а дальше войти на китайскую территорию. Но потом проект пересмотрели, потому что против таких планов выступили экологи, защищая заповедную территорию из перечня объектов всемирного наследия ЮНЕСКО», - рассказал собеседник агентства. 

В результате было решено использовать территорию Монголии. Но и это решение имеет некоторые недостатки: трасса газопровода проходит через сейсмоактивный регион. Такие условия могут значительно затруднить реализацию проекта и повысить его стоимость.

«Китай выступал против нового маршрута, так как не хотел иметь страну-транзитера. Но сейчас Пекин смотрит на такое решение нормально, потому что экономическая мощь, делающая КНР очень крупным игроком, не позволит Монголии создавать какие-либо проблемы.

Однако настрой китайской стороны не ускоряет процесс. Сейчас его тормозит отсутствие контракта на покупку газа, ведь «Газпром» не будет строить газопровод, не продав ресурс. В связи с этим никаких реальных работ по укладке труб не ведется ни на российской, ни на монгольской территориях», - пояснил эксперт.

Соперничество с США развернет КНР к РФ

Компания специального назначения «Газопровод Союз Восток» открыта для организации проектно-изыскательских работ, а также разработки технико-экономического обоснования строительства трубопровода для поставок газа из Российской Федерации через территорию Монголии в Китай. 

Стоит отметить, что «Сила Сибири – 2» – это двухниточный газопровод между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Его протяженность оценивается в 6700 км, из которых около 2700 км должны пройти по территории России. В «Газпроме» предварительно оценивают реализацию проекта в 13,6 млрд долларов США. По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, мощность «Силы Сибири – 2» составит до 50 млрд кубических метров в год.

Российская компания настроена на проведение проектной работы и проработку маршрутов для того, чтобы сократить сроки реализации после подписания коммерческого контракта с Китаем.

«Мы видим, как ведутся подготовительные работы, однако это не гарантирует, что Пекин пойдет на сотрудничество с «Газпромом». Не факт, что с Китаем вообще удастся подписать соглашение, но шансы у российской компании все же хорошие. Усиливает их давление Вашингтона на Пекин.

КНР развивается все больше и больше, открыто заявляя, что является основным стратегическим конкурентом Соединенных Штатов Америки. Из-за этого поставки сжиженного природного газа, которые приходят в Китай южным маршрутом, становятся рискованными – американская сторона может все перекрыть», - считает эксперт.

Другим фактором для китайской стороны, способным подтолкнуть ее к контракту с РФ, эксперт называет вероятную остановку поставок из Туркменистана, который граничит с Афганистаном, где ситуация весьма неоднозначна. Известно, что Ашхабад не состоит в НАТО и ОДКБ – это усиливает риски для КНР при развитии негативного сценария, и повышает шансы России, которая на таком фоне выглядит надежным поставщиком. 

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 12.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики