Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК хочет создать механизм защиты от конкурентов

НОВАТЭК хочет создать механизм защиты от конкурентов

Мнение эксперта

Намерение НОВАТЭКа устанавливать тарифы на перевалку сжиженного природного газа на терминалах в Камчатском крае и в Мурманске в валюте связано с желанием компании полностью контролировать экономику своих СПГ-проектов по всей цепочке, считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Компания владеет контрольным пакетом акций в заводах по производству сжиженного природного газа («Ямал-СПГ», «Арктик СПГ-2») и будет владеть контрольным пакетом акций в этих новых перевалочных комплексах. При этом, по словам эксперта, НОВАТЭК рассчитывает продать около 49% перевалочных комплексов иностранным компаниям (интерес проявляли Total, ряд японских и корейских компаний).

Этот контроль, считает Юшков, нужен компании для того, чтобы выстраивать гибкую систему ставок на перегрузку СПГ с арктических танкеров на берег, потом, соответственно, с берега на неарктические танкеры с учетом ситуации на рынках.

«И вполне возможно, что НОВАТЭК хочет периодически менять эти тарифы и не лоббировать эти изменения в ФАС, потому что сейчас ФАС отвечает у нас за установление тарифов. Например, если цена СПГ на рынках сбыта упала, соответственно, можно оперативно уменьшить тариф на перегрузку, что позволит сохранять проект по производству СПГ в прибыли, а не получать убытки», - подчеркнул он.

При этом, по словам эксперта, не исключено, что НОВАТЭК таким образом пытается заложить механизм защиты от конкурентов.

«Роснефть» заявляет, что в проекте «Восток Ойл» будет производить до 50 млн тонн СПГ в год. И вполне возможно, что она тоже захочет пользоваться Северным морским путем и в дальнейшем будет требовать предоставления ей доступа к перевалочным СПГ-хабам», - отметил он. 

С учетом этого, подчеркнул Юшков, НОВАТЭК может заложить заложить механизм, когда для сторонних компаний, которые не являются акционерами (в частности, для «Роснефти»), будет устанавливать повышенные тарифы, чтобы отбиться от претензий конкурентов.

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 12.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики