Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проект «Северный поток - 2» может быть введен в строй до конца 2021 года

Проект «Северный поток - 2» может быть введен в строй до конца 2021 года

Власти ФРГ и США продолжат «сценарный» диалог по трансбалтийскому газопроводу

Перманентные дипломатические посылы со стороны американских властей на предмет усиления санкций в адрес «Северного потока – 2» так или иначе продолжают влиять на партнеров «Газпрома» по трансбалтийскому проекту – почти два десятка компаний уже завершили участие в нем.

Госдепартамент США считает свою санкционную политику в отношении «Северного потока-2» ожидаемой и понимаемой ЕС. «Действия США в отношении проекта газопровода «Северный поток-2» не станут сюрпризом для европейских партнеров Вашингтона», - такое витиеватое заявление 23 февраля сделал глава пресс-службы Госдепартамента Нед Прайс.

В конце февраля ряд СМИ отмечали, что власти Германии рассматривают сразу четыре сценария действий по проекту «Северный поток-2», включая временную приостановку стройки, а также применение к трубопроводу так называемого «механизма отключения», который увязывает поставки российского газа в ЕС с транзитом через территорию Украины.

А 1 марта глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер в своей статье для Spiegel уточнил, что есть три возможных пути решения проблемы газопровода «Северный поток-2». Генеральный подход – это внедрение регуляторами ФРГ механизма, позволяющего при необходимости экстренно останавливать работу газопровода. Второй сценарий – заключение с администрацией ЕС и США Евроатлантического энергодоговора, в котором будет прописан переход к возобновляемым источникам энергии и укрепление целостности газового рынка Европы. И третий вероятный алгоритм действий – это увязка запуска проекта «Северный поток – 2» с рядом политических уступок от России по таким темам, как украинский кризис и дело оппозиционера Алексея Навального. Ишингер заключил, что вне зависимости от того, какой путь предпочтет Берлин, власти ФРГ должны действовать в координации с США, странами ЕС и партнерами в Восточной Европе.

20 февраля Госдепартамент США отказался от введения дополнительных санкций в отношении участвующих в проекте компаний. США считают строительство «Северного потока – 2» ошибкой, но готовы обсудить с Германией судьбу газопровода, отметило издание Handelsblatt. Власти ФРГ стараются удовлетворить требования США и избежать санкций в отношении участвующих в проекте компаний. Получается, что Джозеф Байден все-таки предпочел не усиливать давление на проект. Это позволяет рассуждать о реальном и весьма продуктивном закулисном диалоге Вашингтона с Берлином по «Северному потоку – 2». Байден не стал портить политические отношения с ФРГ и, в итоге, не решился на демарш. Мнение отдельных конгрессменов, жаждущих сорвать проект «Северный поток – 2», не было принято во внимание Байденом – здесь он предпочел развивать диалог с властями ФРГ, нежели слушать «ястребов».

Но есть и очевидная негативная новость: 23 февраля концерн Wintershall Dea объявил о прекращении финансирования проекта «Северный поток-2». В отчете компании отмечается, что «участие группы в проекте «Северный поток-2» ограничено предоставлением кредитов наряду с еще четырьмя европейскими энергоконцернами (Engie, OMV, Shell и Uniper). Платежи по кредиту для Nord Stream 2 AG составили €730 млн и были завершены до пересмотра закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA)», — говорится в документе.

«Газпром» же ожидал от Wintershall Dea, согласно плану, €950 млн. Но важно, что большая часть партнерских средств акцептирована. Схожие пропорции в финансировании «Северного потока – 2» на текущий момент и у других четырех европейских партнеров «Газпрома» по проекту. Которые, как оказалось, также не готовы к новым траншам для покрытия первоначальных обязательств. В целом «Газпром» может недополучить €600–650 млн из €4,75 млрд, которые обещали Shell, Wintershall, Uniper, OMV и Engie. Похоже, этот ход сделан европейскими партнерами с целью усыпить бдительность американских властей – так компании демонстративно показали, что их тяготит проблема быть включенными в санкционный список из-за участия в «Северном потоке – 2», и они «слышат» Вашингтон.

Причем Nord Stream 2 AG пока не обнаруживает никаких проблем с дефицитом финансов для проекта. Текущая готовность «Северного потока 2» превысила 95%. Об этом в феврале сообщал вице-премьер РФ Александр Новак. По данным на 4 марта, согласно публичной оценке руководства немецкого концерна Uniper, проект газопровода реализован уже на 98%. Церемония ввода в эксплуатацию газопровода вполне может состояться в 2021 году. Это актуальный на февраль прогноз «Газпрома».

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Inforos.ru, 11.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики