Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ становится козырем новой российской энергетики

СПГ становится козырем новой российской энергетики

Конкуренция «Газпрома» и «Новатэка» в ЕС не является проблемой, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Популярной идеей стала конкуренция трубопроводного газа «Газпрома» и СПГ-поставок «Новатэка». 

После окончательного ввода в строй завода по сжижению газа «Ямал СПГ» компания «Новатэк» поставила на европейский рынок 22 млн тонн сырья и обошла по объемам американских поставщиков, которые в 2020 году продали в Евросоюз 20 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ).

Для США европейский рынок является второстепенным, а для «Ямал СПГ» – приоритетом наряду с КНР, Японией, Южной Кореей и Тайванем, т. е. главными мировыми импортерами СПГ. В данный регион уходит львиная часть экспорта СПГ в мире.

Что касается «Газпрома», то его поставки в ЕС в 2020 году упали примерно на 20 млрд кубов газа. В 2019 году «Газпром» продал в Европу свыше 200 млрд кубов газа, а в 2020 показатель снизился до 179,3 млрд кубов, но все равно это очень большая цифра. 

Причины падения экспорта «Газпрома» кроятся не в СПГ, а в «коронакризисе», двух теплых зимах подряд (2018-2019 и 2019-2020 годов) и проблемами с Украиной при подписании нового транзитного соглашения в декабре 2019 года. У потребителей российского газа не было уверенности в том, что транзит сохранится, из-за чего европейские подземные хранилища газа были забиты под завязку, а осушились только месяц назад.

На газовом рынке ЕС обстановка напряжена

«Формальная конкуренция здесь существует: «Новатэк» отчитался, что 80% объемов с «Ямал СПГ» идет в западном направлении. Дальше происходят разночтения: в компании утверждают, что в Европе происходит перевалка СПГ, когда сырье с арктических танкеров перегружают в сухопутные резервуары, а дальше их забирают обычные танкеры и везут в разные части мира», – констатирует Юшков.

Присутствует даже маршрут поставок СПГ из Европы в Азию через Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив и Индийский океан.

«Еще в «Новатэке» говорят о поставках СПГ в Испанию и Португалию, куда труба «Газпрома» не дотягивается. «Новатэк» считает, что у его СПГ нет конкуренции с трубопроводными поставками «Газпрома», но в компании другое мнение. В «Газпроме» уверены, что поставки с «Ямал СПГ» в ЕС вытесняют российский трубопроводный экспорт», – резюмирует Юшков

«Газпром» намекает на конечные потери государства из-за того, что «Ямал СПГ» не облагается экспортной пошлиной, налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и имеет пониженную налоговую ставку по налогу на имущество.

Проекты «Новатэка» субсидируются государством фискально – бюджет не имеет с прибыли, одновременно с этим начинания стоят дорого в плане кредитов. Китайский заем на данный СПГ-завод вышел российской стороне в копеечку.

«Здесь произошел жесткий корпоративный спор, а правы обе стороны. СПГ с Ямала приходит на европейский рынок и частично там остается, но чье именно сырье ямальские поставки там вытесняют, сказать непросто», – заключает Юшков.

Поставки «Новатэка» конкурируют как с другими СПГ-поставками, так и с экспортом «Газпрома». В любом случае спрос на СПГ в ЕС будет расти по причине роста потребностей в газе и уменьшения европейской добычи после закрытия месторождения Гронинген.

СПГ-проекты «Новатэка» развивают Северный морской путь

«Не надо забывать, что как только танкер выходит из Сабетты, где расположен порт «Новатэка», сырье становится собственностью других компаний: китайских, французских, испанской Gas Natural Fenosa и т. д.», – констатирует Юшков

Собственники определяют, куда им выгодней поставлять купленный в Сабетте СПГ, а не производитель в лице «Новатэка».

«В январе без ледокольного сопровождения на азиатский рынок прошло два танкера через Северный морской путь – такого никогда не было. Также были поставки с поддержкой ледоколов, а ведь раньше в зимние месяцы этого не случилось», – резюмирует Юшков.

Развитие Северного морского пути происходит медленнее планов, но именно в рамках проектов «Новатэка» существуют перспективы.

«Раньше сезон навигации там заканчивался в октябре и начинался в июне, а сегодня СПГ-танкеры ходят в январе, феврале и, возможно, в марте. Причиной этого стали высокие цены на азиатском газовом рынке», – заключает Юшков.

Так что, если конкуренция между «Газпромом» и «Новатэком» в Европе и есть, то она носит незначительный характер. «Газпром» сам недавно купил партию СПГ у «Новатэка» для поставки сырья на специфический британский рынок. 

«Ничего критичного здесь нет: российский СПГ становится лидером на европейском рынке», – констатирует Юшков.

Не все эти поставки «Новатэка» были потреблены в ЕС, многие из них были перепроданы. Существует проблема транспортного плеча: расстояния усложняют морские поставки (они ведь необходимы точно в срок), которые увеличивают себестоимость сырья.

«Главной трудностью «Новатэка» стало то, что «Ямал СПГ» был рассчитан на производство 16,5 млрд тонн СПГ в год, а выпускает завод примерно 19,8 млрд тонн. При этом СПГ-танкеры заказаны, исходя из проектных объемов», – резюмирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 15.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики