Сокращение экспорта угля в страны Атлантики и наращивание поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион обеспечит развитие отрасли, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Экспорт угля в направлении стран Атлантики из Российской Федерации сократился в 2020 году. По подсчетам министра энергетики РФ Николая Шульгинова, в целом объемы упали с 221 млн до 208 млн тонн.
А министерстве также отмечают сокращение показателей добычи на 9%: сейчас она находится на уровне 402 млн тонн. Наибольшее ухудшение отмечается в западном направлении, где страны заявили о декарбонизации, а также отказе от угольных станций и снижении потребления угля.
«Несмотря на то что человечество продолжит использовать это ресурс еще пару-тройку десятилетий, снижение объемов экспорта вполне вероятно на фоне увеличения потребления сжиженного природного газа и развития возобновляемых источников энергии. В некоторых западных странах подобный тренд проявляется уже на протяжении долгого времени. В государствах Европейского союза происходит очевидный масштабный отказ от угля.
Относиться к этому можно по-разному с учетом интересов России. Если страна делает ставку на реализацию природного газа на ближайшие полвека, то отказ Европы от угля оказывается выгодным, так как возобновляемые источники энергии хорошо сочетаются с угольной продукцией», – оценил данные Министерства энергетики эксперт Станислав Митрахович.
Россия выбирает выгодные направления
Негативная тенденция при этом не распространилась на экспорт ресурса в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом направлении показатели выросли на 10% за 2020 год. Такой прирост вызвал ряд трудностей, с которыми столкнулись российские угольные компании.
Производители и поставщики вынуждены справляться с ограничением пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Поэтому власти намерены в рамках жесткого графика развивать железнодорожную и энергетическую инфраструктуры Восточного полигона. За счет этого правительство планирует увеличить вывоз угля из Кузбасса на 24% к 2024 году.
«Потребление угля в странах Азиатско-Тихоокеанского региона больше, потому что их уровень экономического развития ниже уровня западных стран. Спрос на российский ресурс в этом направлении продержится дольше, несмотря на то что некоторые государства там активно развивают возобновляемую энергетику.
В наибольшем количестве уголь используют Индия и Китай, поэтому одной из идей России является наращивание экспорта на Восток, для чего наращиваются мощности железных дорог БАМа и Транссиба», – добавил Митрахович.
Между тем в министерстве энергетики не скрывают, что уровень потребления угля в мире повышается. Востребованным ресурс остается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского союза, где на спрос положительно влияют неблагоприятные климатические условия. Глава ведомства прогнозирует рост добычи угля в текущем год у или сохранение ее на уровне 2020 года.
Станислав Митрахович напомнил, что Китай, Индия и Соединенные Штаты Америки планируют увеличить потребление угля в 2021 году. Отличия показателей от данных 2020 года станут наглядными, особенно с учетом общемировой ситуации с угольным спросом.
Тенденции рынка определяют стратегию РФ
Руководитель компании «Роснефть» и секретарь президентской комиссии по ТЭК Игорь Сечин не так оптимистично оценивает перспективы отечественной угольной отрасли. По его мнению, расширение экспорта на азиатские рынки находится под угрозой.
Это связано с действиями участников процесса в лице добывающих организаций, которые умышленно перенаправляют уголь в порт Тамань вопреки распоряжению комиссии по ТЭК от 2018 года. Тогда же правительство решило сделать акцент на развитии Восточного полигона и к 2025 году повысить отправку угольной продукции до 195 млн тонн, из которых 100 млн тонн должны отправляться в порты Приморского края и не менее 85 млн тонн на Ванино-Совгаванский узел.
«Отгрузки через порт Тамань – тема для дискуссии лоббистов промышленных и проектных направлений, в рамках которой стороны пытаются понять, куда целесообразнее вкладывать государственную помощь.
Власти выбирают, кому из них помогать больше и чаще. Поэтому если все деньги уйдут на Восток, Тамань останется без объемов. Я думаю, что в долгосрочном плане у России больше перспектив на поставку угля в восточном, чем европейском направлении. Но в Европейском союзе при этом останутся страны, готовые покупать ресурс у РФ», – заверил собеседник агентства.
Игорь Сечин описал опасения в письме главе государства Владимиру Путину, в котором указал, что перенаправление экспорта в порт Тамань, где ставки перевалки превышают в 1,5 раза тарифы в Ванино и варьируются на уровне от 17-18 долларов за тонну, не способствует выполнению задач по развитию угольной промышленности в России и экономически не оправданно, поэтому грозит потерей доли на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.
Логично, что Российская Федерация не отказывается от планов увеличения поставок угля на Восток, хотя вопрос об уровне спроса на ресурс, считает Митрахович, остается дискуссионным.