Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Зеленая» политика стран Атлантики определила направление экспорта угля из РФ

«Зеленая» политика стран Атлантики определила направление экспорта угля из РФ

Сокращение экспорта угля в страны Атлантики и наращивание поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион обеспечит развитие отрасли, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Экспорт угля в направлении стран Атлантики из Российской Федерации сократился в 2020 году. По подсчетам министра энергетики РФ Николая Шульгинова, в целом объемы упали с 221 млн до 208 млн тонн. 

А министерстве также отмечают сокращение показателей добычи на 9%: сейчас она находится на уровне 402 млн тонн. Наибольшее ухудшение отмечается в западном направлении, где страны заявили о декарбонизации, а также отказе от угольных станций и снижении потребления угля.

«Несмотря на то что человечество продолжит использовать это ресурс еще пару-тройку десятилетий, снижение объемов экспорта вполне вероятно на фоне увеличения потребления сжиженного природного газа и развития возобновляемых источников энергии. В некоторых западных странах подобный тренд проявляется уже на протяжении долгого времени. В государствах Европейского союза происходит очевидный масштабный отказ от угля.

Относиться к этому можно по-разному с учетом интересов России. Если страна делает ставку на реализацию природного газа на ближайшие полвека, то отказ Европы от угля оказывается выгодным, так как возобновляемые источники энергии хорошо сочетаются с угольной продукцией», – оценил данные Министерства энергетики эксперт Станислав Митрахович. 

Россия выбирает выгодные направления

Негативная тенденция при этом не распространилась на экспорт ресурса в государства Азиатско-Тихоокеанского региона. В этом направлении показатели выросли на 10% за 2020 год. Такой прирост вызвал ряд трудностей, с которыми столкнулись российские угольные компании.

Производители и поставщики вынуждены справляться с ограничением пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Поэтому власти намерены в рамках жесткого графика развивать железнодорожную и энергетическую инфраструктуры Восточного полигона. За счет этого правительство планирует увеличить вывоз угля из Кузбасса на 24% к 2024 году.

«Потребление угля в странах Азиатско-Тихоокеанского региона больше, потому что их уровень экономического развития ниже уровня западных стран. Спрос на российский ресурс в этом направлении продержится дольше, несмотря на то что некоторые государства там активно развивают возобновляемую энергетику. 

В наибольшем количестве уголь используют Индия и Китай, поэтому одной из идей России является наращивание экспорта на Восток, для чего наращиваются мощности железных дорог БАМа и Транссиба», – добавил Митрахович.

Между тем в министерстве энергетики не скрывают, что уровень потребления угля в мире повышается. Востребованным ресурс остается в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Европейского союза, где на спрос положительно влияют неблагоприятные климатические условия. Глава ведомства прогнозирует рост добычи угля в текущем год у или сохранение ее на уровне 2020 года.

Станислав Митрахович напомнил, что Китай, Индия и Соединенные Штаты Америки планируют увеличить потребление угля в 2021 году. Отличия показателей от данных 2020 года станут наглядными, особенно с учетом общемировой ситуации с угольным спросом.

Тенденции рынка определяют стратегию РФ

Руководитель компании «Роснефть» и секретарь президентской комиссии по ТЭК Игорь Сечин не так оптимистично оценивает перспективы отечественной угольной отрасли. По его мнению, расширение экспорта на азиатские рынки находится под угрозой.

Это связано с действиями участников процесса в лице добывающих организаций, которые умышленно перенаправляют уголь в порт Тамань вопреки распоряжению комиссии по ТЭК от 2018 года. Тогда же правительство решило сделать акцент на развитии Восточного полигона и к 2025 году повысить отправку угольной продукции до 195 млн тонн, из которых 100 млн тонн должны отправляться в порты Приморского края и не менее 85 млн тонн на Ванино-Совгаванский узел.

«Отгрузки через порт Тамань – тема для дискуссии лоббистов промышленных и проектных направлений, в рамках которой стороны пытаются понять, куда целесообразнее вкладывать государственную помощь. 

Власти выбирают, кому из них помогать больше и чаще. Поэтому если все деньги уйдут на Восток, Тамань останется без объемов. Я думаю, что в долгосрочном плане у России больше перспектив на поставку угля в восточном, чем европейском направлении. Но в Европейском союзе при этом останутся страны, готовые покупать ресурс у РФ», – заверил собеседник агентства.

Игорь Сечин описал опасения в письме главе государства Владимиру Путину, в котором указал, что перенаправление экспорта в порт Тамань, где ставки перевалки превышают в 1,5 раза тарифы в Ванино и варьируются на уровне от 17-18 долларов за тонну, не способствует выполнению задач по развитию угольной промышленности в России и экономически не оправданно, поэтому грозит потерей доли на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Логично, что Российская Федерация не отказывается от планов увеличения поставок угля на Восток, хотя вопрос об уровне спроса на ресурс, считает Митрахович, остается дискуссионным.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 16.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики