Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Успеть до выборов". Почему рванули цены на бензин?

"Успеть до выборов". Почему рванули цены на бензин?

В России – очередная "беда", Счетная палата предостерегла Минэнерго о возможности повторения в стране топливного кризиса 2018-го года, когда в ряде регионов, особенно на Дальнем Востоке, возник дефицит бензина, за литр перекупщики просили 100 руб. Уже девятую неделю в стране фиксируется рост цен как на бирже, так и на автозаправках в рознице.

Чиновники Правительства бодро рапортуют о предпринимаемых мерах, в частности, к маю велено увеличить запасы всех видов топлива до 1,6 млн условных тонн. Вице-премьер Александр Новак говорит, что уже с 1 мая будет снова изменен механизм корректировки внутренних цен на дизельное топливо и бензин, все готово к этому.

Что происходит с ценами и что может реально сделать Правительство в такой ситуации – в материале Накануне.RU.

Мы за ценой не постоим

Как известно, в 2018 году после всех потрясений на российском локальном рынке чиновники кабинета тогда еще Дмитрия Медведева придумали и ввели для отраслей нефтедобычи и переработки специальный механизм демпфера, позволяющий, с одной стороны, компенсировать движение цен на глобальных рынках углеводородов, с другой – регулировать экспорт и поставки. Если совсем просто сказать, нефтяникам и переработчикам сказали, чтобы они не стремились "гнать" нефть и продукты переработки на экспорт в погоне за сиюминутной прибылью, а предложили разного рода "плюшки" в виде снижения определенной доли акцизов, даже прямое дотирование добычи и экспорта (по разным схемам и разным механизмам).

Рост цен действительно на какое-то время прекратился, удалось в значительной мере стабилизировать внутренний рынок. Это был целый комплекс мероприятий, повторимся, у него были критики и тогда, и сегодня находятся. И свежий отчет ведомства Новака выглядит в целом очень даже радужно. Как утверждается, механизм реализации сделки ОПЕК+ и прочие меры поддержки и стабилизации рынка в 2020 году позволили бюджету России получить более 3,3 трлн руб., и, как все понимают, в условиях бюджетного дефицита эти доходы стали совсем не лишними.

Другое дело, что обрушение цен на нефть на мировых рынках не преподнесло россиянам сюрпризов в виде снижения цен на заправках. Да и по итогу рост все равно продолжается. Хотя природа топливного кризиса на том же Дальнем Востоке и в Хабаровске в начале года носила совершенно конъюнктурный и рукотворный характер, о чем мы рассказывали.

Дальше – больше

Счетная палата РФ утверждает, что сейчас отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности. Остается подождать, начнутся ли нынче традиционные "разборки" всех заинтересованных сторон с назначением "виноватых". Как следует из опыта предыдущих лет, в категорию виновных могут угодить многие – от крупнейших вертикально-интегрированных холдингов с собственной добычей, переработкой и розницей, до владельцев маленьких автозаправочных сетей и даже биржевиков, скажем, Санкт-Петербургской биржи, которые, якобы, перманентно допускают рост цен в оптовых продажах. Следом за чем растет и розница.

Разумеется, вроде как причина нынешнего удорожания лежит на поверхности – это опять пошедшая вверх цена на нефть (до 70 долларов за баррель в начале недели) на мировых рынках, что автоматически "тянет" и нефтепродукты. Все эти движения так или иначе компенсируются с неизбежностью разного рода коррекциями, ценовыми отскоками и прочим на мировых площадках, а в России этого почему-то не происходит. Выросшая цена на дизтопливо и бензин замирает как вкопанная и стоит так до следующего повышения, ни разу не фиксировалось снижение цен на автозаправках вслед за падением цен в мире. Все, что может предложить Правительство в такой ситуации – ограничить административно вывоз топлива на экспорт, что, естественно, вызывает скрежет зубовный у нефтяников и экспортеров.

При этом, как мы все видели буквально недавно, особенные энтузиасты разного рода ограничительных мер и запретов предлагают по сути ввести "демпфер" и в других отраслях, начиная от зерна и заканчивая только что не пресловутой гречкой, которая также повышается в цене. Насколько уместны и эффективны подобного рода меры?

Многие экономисты и практики (например, из отраслевых ассоциаций мукомолов, производителей постного масла и т.д.) указывают на совершенную безумность такого рода действий. Рост цен на сырье, рост цен на продовольствие во всем мире – абсолютно объективный процесс, который можно ограничить на короткое время какими-то заграждениями, но остановить нельзя. Если коротко резюмировать – Правительство, конечно же, может что-то там запретить и ограничить, но российский рынок того же продовольствия (мы уже не говорим о нефти и газе!) является частью глобального мира, а потом вспомните, а как быть с задачами удвоить вывоз сельхозпродукции к 2030 году? Получается вариант либо Северной Кореи, и тогда у вас не растут внутренние цены, либо придется смириться с глобальными трендами и процессами?

Уже сегодня владельцы общепита честно говорят о росте цен в своих заведениях на 10-15% в среднем по чеку, кое-кто договорился до того, что будут или уменьшать порции, или вообще перейдут на использование более дешевых продуктов при приготовлении пищи. Ситуация один в один "зеркалит" ситуацию на рынке, скажем, поставок лекарственных препаратов и средств, когда предложенные меры по маркировке продукции, борьбе с контрафактом, якобы устранению монополизма и прочего… привели просто к локальным дефицитам и замене качественного "дорогого" товара на более дешевые аналоги родом из стран второго, а то и третьего мира!

Но вернемся к ценам на топливо, контрольный срок вице-премьером, напомним, обозначен – 1 мая. С этого времени, видимо, подразумевается, что топливный рынок России получит новый механизм регулирования и проблемы рассосутся сами собой.

"Демпфернуть до выборов"

Мы поговорили с Игорем Юшковым, экспертом Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ.

– Тут понимаете, слишком много причин и следствий, но попробуем разложить все по полочкам. В принципе с момента введения демпфера нефтяники, обычно это перед новогодними праздниками происходит, начинают "поддавливать" Правительство насчет компенсаций. Цена, мол, низкая в мире, а нам добычу надо увеличивать, а если не будет компенсаций, то возникнет дефицит на внутреннем рынке, а если дефицит, то и цены вверх пойдут, ну и так далее. Это ежегодный процесс, повторяю, но перед началом 2021 года этого им не удалось. В Правительстве просто не стали слушать. Но примерно то же самое мы услышали сейчас…

– То есть такой торг идет, либо цены станут расти, либо вы нам что-то компенсируете? Но слушать их не стали в конце года?

– Да, соответственно, вопрос они подняли вот сейчас. И Правительству так или иначе придется пойти в каком-то смысле навстречу. Иначе, как говорил – они заявляют, что при существующих ценах невыгодна переработка и продажа топлива внутри страны, заявляют об увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для себя. Короче говоря, либо цены надо повышать, либо дефицит топлива и снова повышение цен. Перед сентябрьскими выборами в Госдуму, естественно, никто этого не допустит, будет какой-то компромисс. Который, собственно, осторожно обозначил Александр Новак.

– Чтобы было понятно простому читателю, механизм демпфера – он рабочий? Почему вроде бы три года так или иначе все работало, а теперь вдруг "изломалось" и нужна коррекция?

– Я повторяю, эти проблемы ежегодно возникают обычно в декабре. Механизм работает, но нефтяники требуют каждый год компенсации, иначе – ну, вы поняли.

– То есть алчность?

– В каком-то смысле, да. Но если чуть вникнуть, то не все так просто. При разных колебаниях курса рубля, при колебаниях цены на нефть в мире возникают разного рода коллизии, когда тот же демпфер начинает работать в "обратную сторону", то есть обратные акцизы на переработку и поставку в сети начинают действовать.

Даже в 2020 году в среднем нефть на рынке стоила около 40 долларов, а на днях достигала 70. Как будет себя вести рынок? Никто не знает, там в самом демпфере достаточно сложные формулы расчетов и они практически разные для всех в смысле того, что для одних это приемлемо, а для других уже нет.

– А вы можете сказать, сколько все эти ежегодные игры стоят бюджету? Нигде, кстати, не видел цифр, вот только Новак озвучил в целом показатели – более 3 трлн вроде бы бюджет получил, но это всей отрасли.

– Нет, не скажу, просто тоже не видел таких цифр. Но это точно миллиарды рублей ежегодно. Точно известно одно – если в 2012 году на пике нефтяных цен доля доходов от нефти и газа была за 40%, около 43%, то после ценового ралли вниз последующих лет она резко снизилась. И сегодня доля доходов от нефти и нефтепродуктов на уровне 30%, может чуть выше. Газ, кстати, еще меньше дает в этой пропорции. Возможно, если цены стабилизируются, как сейчас, на уровне 70 долларов за "бочку", это и сможет закрыть в будущем дефицит. Но точно неизвестно.

– И ваш прогноз в таком случае? Договорятся?

– Думаю, да, я указал на главный фактор – выборы в Госдуму в сентябре, различного рода потрясений и эксцессов никто не допустит. А в декабре, скорее всего, снова появятся заявления о "нерентабельности", о необходимости повышения либо цен, либо о дополнительных компенсациях, в общем, все пойдет как обычно. Так вот это сейчас работает в России.

***

Судя по всему, пока нефтяники как могут разгоняют цены на топливо, понимая, что перед выборами в Госдуму власти начнут договариваться.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики