Повторение топливного кризиса 2018 года в 2021-м помогут избежать такие инструменты, как демпфирующий механизм и способность нефтяников влиять на розничные цены, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.
Риски роста цен на топливо, которые наблюдались в Российской Федерации в 2018 году, могут повториться. Такой прогноз приведен в отчете Счетной палаты по итогам 2020 года. Ведомство отнесло несколько факторов к «укрупненным проблемным областям проверок», однако не упомянуло о мерах, предпринятых федеральными властями.
По данным Министерства энергетики России, в 2018 году власти приняли ряд беспрецедентных мер, позволивших стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. К их числу можно отнести демпфирующий механизм, ликвидировавший прямую зависимость цен на АЗС от мировых котировок. После правительство увеличило предложение на внутреннем рынке через нефтекомпании, которые нарастили переработку, запасы и объемы продаж топлива через биржевые торги.
Рост цен на топливо сдержат модернизированные механизмы
Эксперт Игорь Юшков, оценивая прогноз Счетной палаты РФ, подчеркнул, что у государства есть механизмы и для того, чтобы не допустить дефицита и сдерживать рост цен на топливо на розничном рынке.
Наличие необходимых инструментов подтверждается действиями властей в конце прошедшего года, когда на фоне пандемии коронавирусной инфекции снова проявился рост цен в конце 2020-го и начале 2021 года. Тогда же власти предприняли попытки вновь стабилизировать ситуацию на оптовом и розничном рынках нефтепродуктов.
«Буквально недавно состоялась встреча правительства с нефтяниками, где было принято решение пойти навстречу предприятиям и изменить механизм расчета выплат по демпфирующим надбавкам. Речь идет о средствах, которые позволяют нефтяникам сдерживать рост цен на внутреннем рынке.
Например, превышение экспортной цены на нефть над внутренней заставляет правительство частично компенсировать разницу производителям для предотвращения роста котировок. Когда стоимость на внутреннем рынке выше цены на внешнем, нефтяники делятся прибылью», - пояснил эксперт.
Юшков также отметил, что нефтяным предприятиям рекомендовали увеличить загрузку нефтеперерабатывающих заводов для удовлетворения растущего спроса, а также власти решили корректировать демпфирующий механизм и нарастить минимальный уровень продажи топлива на бирже.
Ожидается, что откорректированный демпфер заработает с 1 мая 2021 года и поможет предотвратить рост цен на оптовом, розничном рынках, повысить низкую маржинальность.
Россия подготовилась к отражению рисков
В экспертном сообществе фиксировали рост биржевых цен на бензин на фоне увеличения нефтяных котировок с конца 2020 года. Территориальный индекс биржевой цены бензина Аи-92 в России вырос почти на восемь процентов, достигнув отметки в 53,6 тысячи рублей за тонну. Со второй декады марта текущего года, после объявления о планах властей скорректировать демпфирующий механизм, индекс демонстрирует понижательную тенденцию.
«В России проходит так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли, предполагающий снижение экспортной пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых 1 января ежегодно вплоть до 2024 года включительно.
Это значит, что налоговая нагрузка все быстрее и быстрее переходит на скважины, где нефтяники добывают сырье. В связи с этим нефть каждый год по цене становится ближе к мировой. Поэтому, чтобы из более дорогой нефти не получалось дорогостоящее бензиновое и дизельное топливо в рознице, государство придумало демпфирующий механизм», - рассказал собеседник агентства.
В Министерстве энергетики РФ в ответ на прогноз Счетной палаты уточнили, что не видят предпосылок повторения топливного кризиса двухлетней давности в 2021 году. Игорь Юшков добавил, что предотвратить вероятные угрозы помогут разработанная властями стратегия и наличие средств для компенсации разницы производителям.
Благодаря этому нефтяники будут наполнять внутренний рынок топливом и сдерживать рост цен на него. В перспективе, считает эксперт, государство может рассмотреть ослабление налоговой нагрузки ради снижения розничной стоимости дизеля и бензина.