Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Один любимый хорошо, а два — лучше

Один любимый хорошо, а два — лучше

Важной темой российско-украинских отношений продолжает оставаться энергетика. Политикам из соседнего государства приходится постоянно выбирать между интересами Москвы, Евросоюза, собственной экономики и электората. Серия последних июльских событий свидетельствует, что подконтрольные Виктору Януковичу силы придерживаются прагматично-нейтрального курса, когда акцент на экономические интересы элиты сочетается с балансированием между двумя основными внешнеполитическими партнерами.

Один из этих партнеров — Россия, которая близка к началу строительства крупнейшего экспортного газопровода Южный поток. Теперь, когда в Европе после кризиса обнаружился некоторый переизбыток газа, ясно, что старт этого очень затратного проекта поставит крест на Украине как ключевой транзитной державе. Задача украинской элиты — избежать неприятного варианта, получить гарантии сохранения транзита со стороны Евросоюза и России, мало чем пожертвовав взамен.

В феврале нынешнего года Янукович обратился к России и Украине с предложением создать совместный консорциум для модернизации украинской газотранспортной инфраструктуры. Но главная цель «Газпрома» — поучаствовать в контроле над украинской газовой трубой. Однако украинские политики ни словом не обмолвились о том, что готовы изменить национальное законодательство, пока такое участие не допускающее.

В этих сложных условиях, как отмечает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, украинская элита в мягкой форме пытается реализовать традиционную постсоветскую «разводку» — привлечь на свою сторону Евросоюз и попугать Россию всякими альтернативами. «Например, на осень этого года уже назначен тендер на строительство терминала регазификации СПГ в Одессе; кампания в медиа должна показать, что он-то наконец обеспечит конкуренцию с российским газом, — говорит аналитик. — Хотя проект выглядит совсем неубедительно. Не решена проблема прохода гигантских метановозов через турецкие проливы, неясно, где найти средства и источники дешевого газа. Кинутый американскими потребителями Катар, который в прошлом году дешево распродавал лишний газ в Европе, в перспективе так работать не хочет. Объявлено, что около 60 процентов мощностей по производству сжиженного газа в этой стране будет остановлено на ремонт».

Весьма показательным стало принятие 13 июля украинским парламентом закона «О принципах функционирования рынка природного газа», который в рекордные сроки, всего за пару недель, прошел в украинском парламенте все три необходимых чтения. Он был принят в рамках обязательств по либерализации рынка газа, которые в марте 2009 года приняла на себя прежняя украинская власть. Подписанная тогда с ЕС Брюссельская декларация предполагала, что оранжевая элита получит 2,6 млрд долларов, необходимых для модернизации собственной ГТС без какого-либо участия России. Однако в нынешних действиях украинских властей политику заменяет расчет. Закон нужен, чтобы получить деньги от международных финансовых институтов и Евросоюза, понравиться Брюсселю, но при этом он компромиссен в отношении России — в нем, например, не учтены положения директивы 2009/73/ЕС, регулирующие инвестиции в газотранспортную инфраструктуру со стороны монополий третьих стран. Это позволяет «Газпрому» рассчитывать на поглощение местных активов. Равные права доступа к газопроводам и газовым хранилищам для всех субъектов рынка расширят возможности дочерней структуры «Газпромсбыт-Украина», которой пока позволено продавать конечным потребителям лишь небольшую часть газа. Правда, промышленные группы страны, тесно связанные с властью и не заинтересованные в разделе «газового пирога», вряд ли устранят другие юридические барьеры на пути экспансии российской монополии, в частности те, которые зафиксированы в законе «О трубопроводном транспорте». «Большая часть украинских облгазов, занимающихся локальными продажами ископаемого, принадлежит украинскому бизнесмену Дмитрию Фирташу, который при новой власти себя чувствует очень хорошо», — отмечает Константин Симонов.

Стоит добавить, что требуемая Евросоюзом либерализация предполагает выравнивание газовых цен на украинском и европейском рынках. В июле был принят законопроект, согласно которому стоимость газа для украинского населения со следующего месяца вырастет в полтора раза. Вместе с тем нашим соседям была предоставлена персонифицированная скидка на газ в размере 100 долларов за тысячу кубометров (около трети контрактной цены). На этот ценнейший для украинской тяжелой промышленности подарок никто покушаться не собирается. По мнению экспертов, в нынешнем виде принятый закон напоминает красивый, но бессодержательный фантик. Формально «Нафтогаз Украины» уже давно разделен на три структуры — «Укргаздобыча», «Укртрансгаз» и «Газ Украины». «Если функции принятия важных экономических и кадровых решений останутся за НАКом (де-факто за кабмином Украины), по сути ничего не изменится», — отмечает Владимир Омельченко. Принятый закон еще должен будет получить реальное наполнение в виде подзаконных актов, инструкций и т. п., в частности, регулирующих способы ценообразования на внутреннем рынке и деятельность облгазов. При этом реорганизация активов НАКа потребует согласования с кредиторами (европейцами) и поставщиками газа (россиянами). Как на нынешнюю активность украинцев отреагирует Евросоюз не ясно — экономическая выгода от модернизации украинской инфраструктуры для него неочевидна, а политический интерес угас вместе с оранжевой командой. Если заработать конфетку за фантик не получится, украинская элита, видимо, и дальше будет пытаться флиртовать с обоими ухажерами в процессе реальной реформы отрасли.

Автор: Иван Рубанов

Источник: Эскперт, 19.07.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики