Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Аналитик предупредил о последствиях сдерживания цен на бензин

Аналитик предупредил о последствиях сдерживания цен на бензин

Рост цен на бензин в России связывают с целым рядом причин, включая увеличение индексов экспортной альтернативы и олигополией на рынке нефтепродуктов России. Решить эту проблему можно за счет реформы демпфера, поделились эксперты.

В России до конца 2021 года цена бензина в рознице может вырасти выше инфляции, а в случае худшего сценария — на 14%. Об этом предупредили в Независимом топливном союзе (НТС). По их мнению, тех мер по нормализации обстановки, которые обсуждают в правительстве, на данный момент недостаточно, поэтому следует предпринимать дополнительные действия для стабилизации рынка.

О том, почему дорожает бензин и как избежать этого, рассказал "ПолитЭксперту" генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

Он отметил, что рост цен на топливо в розницу обусловлен увеличением индексов экспортной альтернативы (нэтбэков). Это побуждает нефтяные компании поставлять топливо на внешний рынок по выгодной цене, что, соответственно, делает экономически невыгодными поставки внутри страны. Более того, на мировых рынках также отмечается рост стоимости бензина, констатировал автоэксперт.

"За последние три месяца цена на АИ-92 увеличилась на 23%, до 55,75 тыс. рублей за тонну. Стимулом к подорожанию также стал дефицит топлива из-за больших объемов потребления в зиму и перед началом посевного сезона", — пояснил он.

По его мнению, стабилизировать цены может снижение акцизов на топливо и отмена демпфера. Однако правительство намерено изменить условия демпферного механизма, использование которого было эффективным способом сдерживания роста стоимости бензина. Так, с 1 мая 2021 года откорректирована цена внутреннего рынка на уровень фактического роста розничных цен, напомнил автоэксперт.

"Например, если на АЗС стоимость возросла на 2%, то и индексация будет в размере 2%, а не 5% как при текущих договоренностях с нефтяниками", — уточнил Мигаль.

Как заметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович, цена на бензин растет из-за отсутствия конкуренции в этой сфере, увеличения налогов на нефтегазовый сектор и роста акцизов.

Он с уверенностью заявил, что любой способ сдерживания цен на топливо сопровождается определенными рисками.

"Например, можно уменьшить налоги, но этого будет недостаточно для компаний. Можно административными методами закручивать гайки, но это вредно, потому что у компаний будет снижаться стимул к продаже бензина на внутреннем рынке. В целом можно получить гораздо более плохие вещи — рост дефицита бензина или снижение его качества", — констатировал Митрахович.

Ввиду этого правительство будет решать проблему с ценами на топливо за счет реформы демпфера, иными словами, за счет ослабления налогового пресса. В итоге удастся сдержать рост стоимости бензина, заключил эксперт.

Ранее специалисты автомобильного рынка рассказали, как россиянам сэкономить на дорожающем бензине. По их мнению, для экономии в длительных поездках лучше двигаться равномерно, без резких разгонов и торможений. Кроме того, на заправке автовладельцам с подключенным кешбэком может помочь банк, который вернет до 15% от ежемесячных трат на топливо.

Автор: Яна Конькова

Источник: Politexpert.net, 23.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики