Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НАТО против "Северного потока–2": зачем альянс принялся за энергетику

НАТО против "Северного потока–2": зачем альянс принялся за энергетику

Североатлантический альянс не имеет никакого отношения к газопроводу "Северный поток–2", но ради "сдерживания" России готов вмешаться и в этот вопрос.

Страны-участники НАТО не имеют общей позиции по проекту "Северный поток–2". Об этом заявил генсек альянса Йенс Столтенберг по итогам первого дня заседаний Совета НАТО. По его словам, отсутствие единства не влияет на намерение альянса усиливать энергетическую безопасность путем диверсификации источников поставок энергоресурсов.

"Есть разные позиции у союзников по НАТО в отношении проекта "Северный поток–2". Не только США, но и некоторые другие союзники настроены критически, но есть и союзники с противоположной позицией. Поскольку НАТО принимает совместные решения, она не выработала общей позиции по "Северному потоку–2". Мы сконцентрировались на том, как мы можем повысить диверсификацию поставок и как противостоять вызовам в области энергетической безопасности", – приводит его слова РИА Новости.

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова прокомментировала неоднозначное заявление Столтенберга.

"А почему у военной организации должна быть общая позиция в отношении бизнес-проекта суверенных государств? Или альянс планирует инвестировать?" – поинтересовалась Захарова.

Аналогичный вопрос Baltnews задал ведущему аналитику Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорю Юшкову. Эксперт указал, что НАТО не имеет никакого отношения к энергетическим проектам.

"Действительно, НАТО никак не связан с газопроводами, и вообще это формально военно-политический альянс, который создавался для противодействия СССР. Они действительно не должны заниматься экономическими вопросами, и даже термин энергетической безопасности у них не фигурирует. Они не должны этим заниматься, и официально у них цели такой нет. Но в реальности, конечно, они такие вопросы ставят перед собой, даже существовала концепция некоего энергетического НАТО", – пояснил он.

По словам Юшкова, в последний год эта идея существования "энергетического альянса" возрождается с подачи США. У прошлой американской администрации статьи расходов на оборону и на энергоресурсы были связаны следующим образом:

"Они открыто заявляли при Трампе, что одни члены НАТО должны покупать у других членов НАТО, которые являются экспортерами, и не покупать у врагов НАТО, то есть у России. Трамп прямо публично во время визита в Германию в 2019 году об этом говорил и называл немцев жуликами, потому что по стандарту НАТО у каждого члена альянса 2% ВВП должно направляться на военные расходы".

"У Германии и других членов на оборону направляется меньше, и Трамп обвинял их в том, что они недоплачивают на оборону, и из-за этого США должны были за них обеспечить безопасность. То есть самим деньги тратить. При этом Германия покупает газ у России – страны, от которой они обороняются. Хотя, конечно, на оборону направляются бюджетные средства, а газ покупают коммерческие компании", – пояснил Юшков.

Это не мешало Трампу заявлять о том, что европейцы должны взять на себя обязательство покупать энергоресурсы у других членов НАТО.

"Безопасный и политически правильный газ. А есть, оказывается, политически неправильный газ. То есть НАТО как позиционировал себя неким важным субъектом в противодействии России, так и продолжает это делать в военной сфере, политической и в том числе энергетической".

Стоит поинтересоваться у Столтенберга, есть ли у НАТО общая позиция по газопроводу Baltic Pipe из Норвегии в Польшу, отметил Юшков.

"Формально страна – не член ЕС собирается поставлять газ в страну-член ЕС. Вот по этому газопроводу есть позиция? Или по СПГ-проектам? То есть, конечно, любыми другими проектами – не российскими – НАТО не занимается. Здесь все притянуто за уши, и дело не в энергетике, а в том, что НАТО является организацией, которая позиционирует себя как сдерживающий фактор по отношению к России".

Источник: Baltnews.lv, 24.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики