Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия станет одним из лидеров СПГ, если быстро введет два проекта

Россия станет одним из лидеров СПГ, если быстро введет два проекта

Российское правительство утвердило долгосрочную программу развития производства сжиженного природного газа. 

За 15 лет производственные мощности заводов должны вырасти в три раза.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал для «Журналистской правды», какие рынки будут перспективны для российского СПГ и насколько он конкурентоспособен.

«В новую программу развития СПГ-отрасли по сути включили всё, что только возможно, даже те проекты, которые, может быть, никогда не будут реализованы. Есть определенная градация: реализуемые проекты, точно запланированные и возможные.

Тем не менее мы видим довольно много проектов, которые находятся в нулевом цикле реализации: они заявлены, но в реальности никакие существенные работы по созданию на их базе СПГ-заводов не ведутся. Например, это Штокмановский проект, хотя и довольно проработанный. В 2000-2010-е годы этот проект существовал. Штокмановское месторождение – второе в мире по запасам газа, но сложность в том, что оно шельфовое, очень отдалено от берега и имеется серьезная ледовая нагрузка. Получается, нужно добывать газ, транспортировать его на берег, отделять жидкие фракции от метана, метан сжижать – себестоимость такого СПГ будет очень высокой. «Газпром» раньше планировал сжижать газ в рамках Штокмановского проекта и отправлять его в США, это было до того, как там произошла сланцевая революция. США были крупнейшим импортером газа с высокими ценами. После сланцевой революции США стали добывать столько газа, что хватило не только для внутреннего рынка, но еще и на экспорт. Поэтому Штокман оставили будущим поколениям. Вполне возможно, что он действительно никогда не будет разработан, несмотря на то, что месторождение огромное. Технологически запасы подтверждены, и все варианты строительства СПГ-завода проработаны. Но на его разработку нужны очень большие затраты.

В этой же программе есть и менее проработанные проекты, например, «Восток Ойл» («Роснефть»). Они заявляют, что будут сжижать большие объемы. Хотя проект только-только начинается и преимущественно нефтяной. Газовая составляющая там появилась довольно неожиданно, да и объемы большие – порядка 50 млн. тонн. Есть ли достаточная ресурсная база и какова себестоимость такого СПГ – сказать сложно, потому что в условиях Арктики нужно с нуля строить всю инфраструктуру (порт, завод, газопроводы, дороги и всё остальное).

Есть еще более сложные проекты, о которых мы чуть ли не первый раз слышим. Например, о том, что СПГ-завод «Роснефти» будет на месторождении в Карском море – те самые «новоземельные» участки, где «Роснефть» открыла месторождение «Победа». Они довольно слабо изучены. Первое бурение было в 2014 году. Здесь можно говорить о довольно высокой себестоимости и слабо проработанной концепции.

Если кто-то когда-либо заявлял о СПГ-проектах, то они все попали в эту программу. Малотоннажные, среднетоннажные, рассчитанные на внутренний рынок и на экспорт, даже если компании сами сомневаются, что смогут реализовать проект.

Безусловно, мы больше будем производить СПГ, прежде всего, за счет проектов «Новатэка» на Гыданском полуострове, за счет завода «Газпрома» в Усть-Луге, возможно, на Сахалине увеличится объем производства СПГ.

Сомневаюсь, что все указанные в программе проекты будут реализованы. Скорее всего, включили по максимуму, но в реальности компании все эти проекты не реализуют. Россия станет, да и уже сейчас является довольно заметным игроком на рынке СПГ. Может быть, станет одним из лидеров, если будем быстро вводить проекты на Ямале и Гыдане. Основная ставка делается на эти участки.

Мы в любом случае будем находиться в пятерке стран-лидеров по производству СПГ. Сейчас заложено строительство нового атомного ледокольного флота. На «Звезде» строится атомный ледокол «Лидер», который будет в два раза мощнее существующих ледоколов. Он на большой скорости сможет прокладывать путь в любых льдах по Северному морскому пути. Конкурентное преимущество наших проектов заключается в том, что мы можем поставлять газ по Северному морскому пути как в Европу, так и в Азию.

Для Китая это довольно интересное предложение, потому что чем больше он конфликтует с США, тем опаснее для него становятся поставки с юга любых углеводородов. В этом плане арктические углеводороды будут безопасной заменой и диверсификацией источников поставки газа».

Опубликовано: Журналистская правда, 24.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики