Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Помогли санкции: как Россия увеличила поставки нефти в США

Помогли санкции: как Россия увеличила поставки нефти в США

Россия опередила Саудовскую Аравию по поставкам нефти в США

Россия в 2020 году стала одним из ключевых поставщиков нефти в США благодаря рыночной смекалке, удаче и умению Кремля развернуть политику Белого дома себе на пользу, пишет Bloomberg. В прошлом году на долю поставок из России пришлись рекордные 7%, подсчитало агентство — по сравнению с 0,5% около 10 лет назад. Это третье место по объему после Канады и Мексики. В 2020 году Россия поставляла нефтепереработчикам в США в среднем 538 тыс. баррелей в сутки, в то время как Саудовская Аравия — 522 тыс. баррелей.

Основной причиной такого спроса на российскую нефть стали санкции США против Венесуэлы и Ирана — более привычных Штатам поставщиков. На ситуацию повлияло и сокращение добычи входящими в ОПЕК странами и, соответственно, снижение импортируемых из Саудовской Аравии объемов нефти в США до уровня 1985 года, отмечает Bloomberg

Россия оказалась в правильном месте в правильное время

Американская нефтепереработка рассчитана на использование тяжелых сортов нефти. Ее тяжело перерабатывать, для этого требуется много сложных технологических процессов, особенно в том что касается вторичной перегонки нефти, зато на выходе получаются нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью — масла, битум, кокс и многое другое, рассказали «Газете.Ru» эксперты.

Традиционно заводы в США были ориентированы на то, чтобы перерабатывать тяжелую импортную нефть из некоторых стран Ближнего Востока и из Латинской Америки. Когда возникла необходимость их замещать, то выяснилось, что альтернатива — это Россия.

«Поэтому Россия резко увеличила поставки нефти и таких тяжелых нефтепродуктов как мазут, который используется в качестве дополнительного ингредиента на нефтеперерабатывающих заводах, чтобы обеспечить выход тех нефтепродуктов, которые наиболее рентабельны для конкретного завода», — пояснил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

У нефтеперерабатывающих заводов США индекс Нельсона (отражает сложность нефтеперерабатывающего производства) в среднем 12,5, а для сравнения, в России — 4,4. Светлые продукты переработки, такие как бензин, керосин, дизельное топливо, стоят гораздо дешевле, чем масла и другие темные нефтепродукты. Если американские заводы останутся без тяжелой нефти, им придется покупать более легкие сорта, но перерабатывать ее будет не так выгодно для владельцев заводов: маржа будет ниже, поясняют аналитики.

«Они будут делать все, чтобы сохранить свой высокомаржинальный бизнес, а бизнес глубокой нефтепереработки с привлечением методов вторичной перегонки нефти — крекинг, пиролиз, реформинг — он дает нефтепродукты с высокой добавленной стоимостью, и они будут делать все, чтобы их нефтеперерабатывающие заводы не стояли», — рассказал «Газете.Ru» исполнительный вице-президент ГК «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель.

Главными импортерами российской сырой нефти и нефтепродуктов в 2020 году стали Valero (почти 55 млн баррелей) и Exxon (почти 50 млн баррелей) — суммарно это более 50% всего импорта российской нефти в США, проанализировал Bloomberg таможенные данные.

По словам Валерия Бесселя, часть поставщиков Белый дом отсек санкциями, а другие уже не могут удовлетворить спрос в полном объеме — так, в Норвегии идет падение североморской смеси Brent, истощаются запасы. Bloomberg отмечает, что возможным альтернативным источником для заводов США являются нефтеносные пески из Канады, но «американские компании скорее всего уже скупили все доступные запасы». Других альтернатив эксперты не видят.

Что касается антироссийских санкций, вряд ли они оказали существенное влияние на рост поставок, сомневается эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.

«Вряд ли увеличение поставок российской нефти в США обусловлено более низкими ценами, — считает он. — Конечно, благодаря снижению рубля валютная себестоимости производства нефти и продуктов ее переработки для наших производителей снизилась. Однако этот фактор обычно слабо влияет на ценообразование для внешних потребителей, тем более в такой степени, чтобы создать конкурентное преимущество на мировом рынке, тем самым существенно увеличив свою долю».

Возможны ли санкции США против российских нефтяных компаний?

Консультанты, аналитики и лоббисты в американском нефтяном секторе не заметили никакой напряженности в Белом доме в связи с ростом российских поставок, сообщает агентство. Однако это не исключает вероятности введения санкций против российских компаний.

«В США периодически звучат голоса, что плохо, что Россия оказалась на третьем месте по поставкам нефти и нефтепродуктов. Такие заявления были и при Трампе, и при нынешней администрации, и теоретически жесткие меры могут последовать, в том числе под предлогом каких-нибудь «зеленых» аргументов», — считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

На вопрос, как возможные американские санкции на российский нефтяной сектор скажутся на отечественных поставщиках, аналитики отмечают, что рынок нефти достаточно либерализован, чтобы можно было перебросить продукцию другим клиентам, но, возможно, придется продать ее в меньших объемах и по меньшей стоимости, т.е. согласиться с сокращением части выручки.

Автор: Маргарита Соболь

Источник: Газета.Ru, 25.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики