Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2010 г.

Топ-лист событий за июль 2010 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2010 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Минфин внес предложение по изменению налогового режима нефтегазовой промышленности

    Казалось, что в последнее время налоговый режим для отрасли последовательно либерализуется. Это связано с тем, что отрасль нуждается в большом объеме инвестиций для вложения в новые проекты. Но уже с июля введена пусть и облегченная, но все таки пошлина на экспорт нефти с восточносибирских месторождений. И за этим последовали достаточно жесткие новации Минфина, которые включают и серьезный рост НДПИ на газ, и рост НДПИ на нефть, причем план предлагается многолетний, поэтапный. Особенно сильно достанется газовой промышленности. Эти инициативы неожиданны. Всегда казалось, что газовая промышленность является «священной коровой» и никто не может посягнуть на нее. Но, видимо, совпадают два фактора: во-первых, мы еще не выбрались из кризисной ямы, а во-вторых, следующий год – это год выборов, а значит, деньги нужны. Денег же катастрофически не хватает. Естественно, по старой традиции, обратились к отрасли, которую и без того полагают причиной наших несчастий и считают своим долгом обязательно обложить дополнительными налоговыми издержками. Скорее всего, и нефтяные, и газовые компании попытаются выпадающие доходы компенсировать. Видимо, надо готовиться к росту цен на газ на внутреннем рынке. А к росту цен на бензин, собственно, готовиться не надо, потому что он уже происходит, причем удивительными темпами.

  2. «Транснефть» объявила о росте тарифов на транспортировку

    Это вторая неприятная новость, которую нефтяная отрасль получила в июле вместо желаемых новых налоговых послаблений. Сработала модель маленького «государства»: большому государству не хватает денег, и «Транснефти» (маленькому «государству») тоже не хватает денег. Компания реализует огромное количество не всегда нужных проектов и реализует, к тому же, не очень эффективно. Ходит масса слухов о тех махинациях и приписках, которые процветают в «Транснефти». Такое ощущение, что вернулись легендарные времена Семена Вайнштока, который ранее «Транснефть» возглавлял и стал даже неким символом коррупции в нефтегазовой промышленности. Рост затрат огромный, и, естественно, все это приводит к тому, что платить должны нефтяные компании. К тому же, конечно, «Транснефть» ставит задачу поиска средств на строительство ВСТО и БТС-2.

  3. Государство приняло условия аукциона по месторождениям им. Р. Требса и им. А. Титова

    Если раньше государство проводило очень простую политику: крупным компания, таким как «Газпром» и «Роснефть» просто передавались значимые лицензии на весьма комфортных условиях и по доступным ценам, то теперь все резко изменилось, и государство хотело бы получить за месторождения им. Требса и им. Титова достаточно большие деньги. Возможно, это связано с тем, что хороших месторождений в стране осталось мало, а сильных политических кланов много. И поэтому вокруг месторождений им. Требса и им. Титова сошлись интересы очень серьезных компаний, а главное – стоящих за ними кураторов. Если раньше казалось, что всего много, на всех хватит и все будут довольны, то сейчас уже удовлетворить всех невозможно. Однако, как ни парадоксально, может в этом и будет выгода для бюджета, когда схлестнутся серьезные компании и заплатят за эти месторождения достойную цену. Конкурс за месторождения им. Требса и им. Титова обещает быть очень увлекательным. Государство уже много лет обещает их продать, но если клинч компаний в борьбе за месторождения будет очень сильным, то, может быть, аукцион будет отложен. Такой вариант развития событий исключать нельзя.

  4. Рада Украины приняла закон о разделении «Нафтогаза»

    Новая украинская власть пытается быть святее римского папы, т.е. пытается доказать, что все обязательства, которые на себя взяла «оранжевая власть», новая власть обязательно выполнит. Киев намерен выполнить тот меморандум, который был подписан с Европейским Союзом в марте прошлого года. За год «оранжевая власть» не сумела практически реализовать этот меморандум, но это поторопилась сделать новая власть, доказывая ЕС свою надежность как партнера. Киев понимает, что давление России сейчас резко возрастает, потому что России надо решить проблему с безопасным транзитом газа в Европу. Если Россия начнет строительство «Южного потока», то Украина как транзитное государство закончится. Москва пытается убедить Киев отдать трубу, а Украина, понимая, что оказалась в серьезной ловушке, пытается из нее выбраться. Выбраться она пытается путем стравливания России и Европы: выполняя требования ЕС, Украина надеется, что Европа включится в диалог с Москвой и будет Россию от трубы отгонять. Но на самом деле, Европа крайне аккуратно смотрит на участие в модернизации украинской газотранспортной системы. Европейская позиция давно уже сформулирована: проблема транзита – это проблема Российской Федерации, она сама должна ее с Украиной решать. Инвестировать в трубу Европа не хочет. Поэтому Украина зря впутывает Европейский Союз в эту историю, вряд ли она извлечет из этого какие-то дивиденды, разве что в очередной раз поссорится с Россией.

  5. Завершение «газовой войны» с Белоруссией и вступление Белоруссии в Таможенный Союз

    Газовый кризис преодолен, но проблема остается. В Белоруссии скоро выборы, и весь июль характеризовался всплеском российско-белорусских конфликтов: российские СМИ стали активно распространять материалы о том, какой плохой президент Белоруссии. Александр Лукашенко отвечает тем же самым. России всегда казалось, что слабым звеном транзита является Украина, но оказывается, что и Белоруссию сбрасывать со счетов не стоит. Особенно, если Россия все-таки решится играть против Лукашенко во время избирательной компании. Тогда события могут приобрести совершенно непредсказуемый характер.

  6. Подписание «дорожной карты» по реализации проекта «Южный поток» с Болгарией

    Весь июль мы наблюдали почти что детектив с участием Болгарии. Почти неделю там находился вице-премьер Виктор Зубков, были попытки согласовать с Болгарией условия реализации «Южного потока». В результате «дорожная карта» подписана, но вопросов все еще остается больше, чем получено ответов. Болгария явно пытается усидеть на двух стульях. Она понимает экономические выгоды от Южного потока, потому что вместо нынешних 17 млрд кубометров газа через ее территорию пойдут все 63 млрд кубов газа в год, и София сможет собирать неплохие транзитные платежи. С другой стороны, есть политическое влияние ЕС и США. Новый болгарский премьер Бойко Борисов все время говорит об ориентации на Брюссель и на Вашингтон. Отсюда такая сложная позиция Софии: «дорожная карта» вроде бы подписана, но нет самого главного – мы так и не создали совместного предприятия, которое бы занималось созданием технико-экономического обоснования (ТЭО) болгарского участка «Южного потока». А Газпрому уже в первом квартале 2011 г. нужно представлять сквозное ТЭО по всему проекту. Неясно, кто этим будет заниматься. Также не до конца согласована цена на газ и условия контракта, а ведь в 2011 г. заканчиваются контракты на поставку газа в Болгарию. То есть вопросов очень много, а самое главное, что после того, как была подписана дорожная карта, Болгария подписала и документы об участии в проекте «Набукко», который воспринимается как конкурент «Южного потока». Можно утверждать, что Болгария еще принесет «Газпрому» немало неприятных минут.

  7. Телефонные переговоры Газпрома и RWE об участии в «Южном потоке»

    Несмотря на проблемы «Южного потока», у «Набукко» проблем еще больше. У европейского проекта нет самого главного – нет ресурсной базы и нет контрактов. Почему же не законтрактован еще этот газ? Потому что покупатели не понимают, откуда же будет тот газ, который они могли бы покупать у «Набукко». Нет газа – нет контрактов. Нет контрактов – нет трубы. В газовом бизнесе алгоритм предельно простой. Единственная компания, которая может «вытянуть» «Набукко», это немецкая RWE, потому что это единственный участник консорциума, который обладает развитой системой дистрибуции газа в Европе. Поэтому «Газпром» понимает, что если извлечь RWE из «Набукко», европейский проект рухнет. RWE не является крупным клиентом «Газпрома», и, естественно, политически RWE вряд ли будет «хоронить» «Набукко», тем более что немецкая компания очень много сделала для вхождения в Туркмению, например, там ее позиции достаточно плотно представлены.

  8. Отказ Конституционного суда России в рассмотрении иска компании «Газпром нефть»

    В налоговой системе всегда было так: высокие налоги на экспорт сырой нефти компенсировались для нефтяных компаний возможностью заработать на внутреннем рынке топлива. Здесь они снимали монопольную ренту. Но в последнее время государство и здесь стало закручивать гайки. ФАС стал активно бороться с нефтяными компаниями, доводя дела до суда и получая штрафные санкции. Это не понравилось нефтянникам, они обратились в Конституционный суд. А КС пока отказывается рассматривать обращение «Газпром нефти», ссылаясь на неверное его оформление. Хотя на само деле КС до сих пор не получил инструкции от премьер-министра. Ситуация предельно простая. С одной стороны, глава правительства Владимир Путин понимает, что денег в стране нет и надо увеличивать налоги на нефтяные компании. С другой стороны, так же очевидно, что нефтяным компаниям тоже надо инвестировать и поэтому нужно дать им возможность заработать на внутреннем рынке. Но в период выборов рост цен на бензин не входит в планы премьера, потому что это чревато ростом социальной и политической напряженности в стране. Поэтому Путин никак не может принять решения – все-таки бороться с монополизмом на рынке бензина или же закрыть на это глаза. Наверное, он думает, что КС сам разберется и примет соломоново решение. Но КС уже отвык от самостоятельных действий.

  9. Продолжение сериала с компанией ВР и обсуждение перспектив ее продажи

    Заглушить скважину ВР не удается, история крайне скверная. Объем штрафов будет колоссальный, и ясно, что ВР нужны будут деньги. Вариантов развития событий здесь несколько. Во-первых, ВР может найти крупного покупателя серьезного пакета акций в 20-25%, который согласится не менять менеджмент компании, а потом, возможно, и продать часть из этого пакета. В науке это называется «белым рыцарем», т.е. благородным покупателем. Как известно, президент ВР Тони Хейворд, которого слухами каждый день отправляют в отставку, а он все никак не уволится, ездит по миру – от России до Саудовской Аравии, ищет инвесторов, но пока найти не может. Если этот план не реализуется, то придется обратиться ко второму плану. Частично он уже реализуется, в июле это было видно, - надо будет продавать по частям рентабельные активы, которые можно быстро реализовать и пустить деньги на покрытие штрафных санкций. В России у ВР тоже есть активы: здесь и 50% в ТНК-ВР, и более 1% в «Роснефти». Есть хорошие активы в СНГ. Например, порядка четверти в проекте Шах-Дениз, который является ключевым для наполнения «Набукко». Так что распродажа активов ВР – это очень интересный проект, будем его с нетерпением ждать.

  10. Взрыв на Баксанской ГЭС

    Конечно, это событие не такого масштаба и значения, как авария на Саяно-Шушенской станции. Баксанской ГЭС 80 лет, это еще проект ГОЭРЛО. И там нет плотины и резервуара с водой, то есть эта станция работает на естественном перепаде высот, затопить ничего нельзя. Поэтому и последствий экономических и энергетических нет, станция крайне маленькая по выработке. С другой стороны, ясно, что если можно было взорвать эту станцию, то представьте, что будет, если взорвут более серьезную станцию. Вообразите, что будет при атаке на атомную станцию. Вроде бы проводилась комплексная оценка ситуации на гидрообъектах, но почему-то опубликовали только отчет об аварии на СШГЭС, а отчет об общем состоянии дел опубликован не был. И это очень грустно, потому что до конца понять, что же у нас в целом творится на гидрообъектах мы не можем. Проблема терроризма актуальна не только для гидроэлектростанций. Безопасность – очень значимая тема, и надо извлекать из полученного урока выводы.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики