Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Климат становится козырем России на переговорах с США

Климат становится козырем России на переговорах с США

России интересны переговоры с США по климатическим вопросам, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель социальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Байден созывает саммит

Президент США Джо Байден пригласил президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина на климатический саммит, который Вашингтон проведет 22 и 23 апреля в виртуальном формате. 

Всего американцы позвали 40 мировых лидеров, которые обсудят на площадке климатическую повестку. К началу саммита Байден собирается объявить о новых амбициозных задачах США по снижению выбросов в атмосферу к 2030 году.

«Зеленая» энергетика является составной частью программы Байдена: президент США пообещал потратить 2 трлн долларов на продвижение ряда экологических проектов. Аналогичная линия проводится в странах ЕС, которые хотят ввести углеродный налог. 

Однако такая политика, во-первых, имеет идеологический подтекст: с точки зрения экономической целесообразности существует много вопросов, а во-вторых, это инструмент геополитического давления США на другие страны, включая РФ и КНР.

Китай остается мировым лидером по потреблению угля и занимает ведущие позиции по нефти и газу. Экономика КНР зависит от углеводородов, а любое ограничение их потребления приведет к снижению темпов роста ВВП в стране. Что касается РФ, то наше государство является одним из ведущих в мире экспортеров нефти, газа и угля, а российские бюджет и экономика зависят от сырьевых доходов.

Западная углеродная политика нередко рассматривается в качестве способа создания трудностей России.

Россия давно ведет переговоры по климату

«В последние годы Россия демонстрирует стремление разменять политику на климат. Президент РФ Владимир Путин делал на Международном арктическом форуме заявления про то, что российская Арктика теплеет быстрее, чем остальная планета, поэтому для Москвы глобальные изменения несут особую угрозу. Еще была ратификация в РФ Парижского соглашения в обход парламента», – заключает Перов

Парижское соглашение по климату 2015 года не выносилось на рассмотрение Государственной думы и Совета Федерации РФ с интересной формулировкой Правительства РФ: согласие нашей страны на обязательность для нее норм договора выражено в форме его принятия, а это означает, что в нем нет предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации.

Подход обусловлен сильными позициями топливно-энергетического комплекса, представители которого выразили недовольство условиями соглашения. При ратификации могли возникнуть многочисленные споры, из-за чего соглашение не вынесли на обсуждение.

«Есть и более давняя история в виде присоединения России к Киотскому протоколу, на что Москва пошла ради вхождения во Всемирную торговую организацию (ВТО). Благодаря этому шагу российской стороны Киотский протокол стал действительным», – констатирует Перов.

После того как Байден вступил в должность президента США, то один из первых разговоров российского МИД с представителями новой администрации касался климатических проблем, так что Москва заинтересована в такой дискуссии с Вашингтоном.

«У нас есть надежда, что это позволит смягчить отношения между странами. А насколько попытки окажутся успешными – отдельный вопрос, но существует подобный взгляд на стратегию РФ по климатическим изменениям», – резюмирует Перов.

«Зеленая» энергетика вызывает вопросы

РФ будет принимать участие в переговорах по климату, но идут споры по эффективности «зеленых» технологий. 

В ФРГ существуют планы по отказу к 2025 году от чистых двигателей внутреннего сгорания и переходу на синтетическое топливо, промышленное производство которого не налажено. Продвигаются возобновляемые источники энергии (ВИЭ), на которые спрос минимален, но их использование грозит удорожанием стоимости электрогенерации: кроме Германии хорошим примером в ЕС является Дания.

Главной проблемой ВИЭ является малоэффективность и неспособность без традиционной энергетики обеспечить экономические потребности. На Западе делается ставка на новые технологии, но пока они не являются эффективной альтернативой.

««Зеленая» волна идет в мире много лет, а после избрания Байдена в США она усилилась. ЕС объявил политику Green Deal («Зеленый курс»), а процессы ускорились благодаря пандемии COVID-19. Сегодня одним из инструментов по выходу из кризиса рассматривается переход на разные «зеленые» технологии, но процесс значительно политизирован», – заключает Перов.

«Зеленые» идеи с точки зрения классического рынка нецелесообразны: ВИЭ приходится поддерживать традиционными энергоносителями.

«ВИЭ во многом являются паразитами на теле традиционной энергетики: они финансируются за счет углеродных сборов, а рост интереса к низкоуглеродной энергетике происходит за счет гигантских субсидий развитых стран», – констатирует Перов.

Ситуация привела к водородному хайпу, в ходе которого лоббисты «зеленых» решений предлагают перейти на водород. 

«Процесс носит искусственный характер, тем более развитие ВИЭ не означает смерть традиционных энергоресурсов. Есть угроза для угля как наиболее грязного энергоресурса, но по нефти и газу нельзя говорить о закате», – резюмирует Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики