Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Северный морской путь не может стать альтернативой Суэцкому каналу

Северный морской путь не может стать альтернативой Суэцкому каналу

В данный момент Северный морской путь (СМП) не может стать альтернативой Суэцкому каналу и вряд ли когда-нибудь станет полноценной заменой. Такое мнение в беседе с корреспондентом Накануне.RU озвучил аналитик Финансового университета Игорь Юшков.

Разговоры об альтернативе Суэцкому каналу начались после почти недельной "пробки" из-за севшего на мель контейнеровоза Ever Given. Сухогруз длиной 400 метров сел на мель во вторник из-за сильного ветра и песчаной бури. С тех пор в регионе образовалась огромная очередь из грузовых кораблей, многие из них уже начали длинный путь вокруг Африки.

Минэнерго России из-за инцидента в Суэцком канале предложило Северный морской путь в качестве альтернативы.

"В данный момент Севморпуть не может заменить Суэцкий канал. В реальности инфраструктура пока не готова, и вряд ли когда-нибудь вообще СМП станет полноценной заменой. Даже в момент, когда канал был перекрыт, суда не могли пойти на СМП, потому что сейчас там самая сложная ледовая обстановка. Традиционный сезон навигации длится с июня по октябрь. В настоящий момент там максимальная ледовая нагрузка. Суда, которые идут через Суэцкий канал, вообще не имеют никакого ледового класса. Кроме того, нефтяные и газовые танкеры, контейнеровозы довольно большие, широкие. В то время как в Арктике, если мы говорим о проводке атомными ледоколами, впереди идет ледокол - он колет лед, а за ним - караван судов. Существующие атомные ледоколы в РФ довольно узкие. Потому судна, которые следуют по Суэцкому каналу, за ним в полынью не поместятся", - прокомментировал Юшков

Он также отмечает, что газовозы с проекта "Ямал-СПГ": нефтяные танкеры, танкеры, которые возят газовый конденсат, имеют довольно большую ледовую нагрузку, либо максимальную, как "Арктик 7". 15 газовозов "НОВАТЭКа", которые вывозят основное сырье с "Ямал-СПГ", - они по сути сами работают, как ледоколы. "Поэтому они могут в полынье за атомным ледоколом проходить, потому что часть льда сами колят. А те суда, которые проходят через Суэцкий канал, они так делать не могут, не имеют ледового класса. Если идти в августе-сентябре, то, в принципе, можно пройти. Но здесь по правилам навигации их могут не допустить на СМП", - сказал Игорь Юшков.

По словам эксперта, чтобы СМП действительно был востребован, нужны новые атомные ледоколы. Россия уже начала их строить: широкие, в два раза мощнее, чем существующие, класса "Лидер". Первые уже строятся на судоверфи "Звезда" на Дальнем Востоке. Но Игорь Юшков отмечает, что первые три ледокола будут построены к 2030 году. И тогда СМП сможет стать альтернативой, и то не для всех судов.

"Пока через СМП транзитом идет очень мало грузов. В основном он используется для вывоза продукции проекта "Ямал-СПГ", в перспективе "Арктик-СПГ-2", "Роснефть" заявляет, что построит свой проект... То есть, в основном он используется, чтобы что-то вывезти с российского Севера, и для снабжения портов и населенных пунктов на трассах СМП. Говорят, что он сократит маршрут из Европы в Азию, но тут важны сроки доставки. Из-за льда судна идут медленнее. Потому по дням выходит практически одно и то же. За дни использования судна платят арендную плату собственники доставки грузов. Потому ледовая нагрузка нивелирует короткое расстояние между Азией и Европой через СМП", - резюмировал эксперт.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики