Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Загадка «Северного потока - 2»: сколько процентов осталось достроить

Загадка «Северного потока - 2»: сколько процентов осталось достроить

Эксперты оценили скорость прокладки последних километров газопровода

Проектная компания Nord Stream 2 объявила, что морская часть «Северного потока - 2» (СП-2) построена на 95% и осталось уложить немногим более 120 км от общей протяженности газопровода. Между тем, еще месяц назад один из инвесторов проекта, немецкая компания Uniper, сообщала, что маршрут достроен на 98%. На вопросы, в чем кроется причина различной оценки темпов работ по завершению создания газовой ветки и когда же наконец труба подключится к сухопутной инфраструктуре в Германии, «МК» ответили ведущие отраслевые эксперты.

Сергей ПИКИН, директор Фонда энергетического развития:

«Корректней всего прислушиваться к данным, которые озвучивает Nord Stream 2, поскольку эта компания является оператором проекта и предоставляет официальную информацию. Кроме того, сведения о продвижении строительства проектная компания дает впервые с возобновления прокладочных работ в начале февраля. Несомненно, это уведомление может служить неким сигналом для успокоения инвесторов, которых нервирует постоянный прессинг СП-2 со стороны Вашингтона.

Исходя из данных Nord Stream 2, на 31 марта уложено 2339 км из 2460 км от общего маршрута (95% газопровода). Осталось уложить около 121 км (5%). Оператор не указывает, в каких конкретно акваториях будут вестись работы, но на основе существующих данных можно предположить, что трубоукладочная баржа «Фортуна» перейдет к строительству оставшихся 30-40 км первой нитки СП-2 на мелководном побережье Германии. В среднем в сутки баржа может проходить более 1 км дистанции.

Оставшуюся половину участка первой нитки газопровода в экономической зоне Дании, а это примерно 70-80 км, вероятно, будет достраивать трубоукладчик «Академик Черский», который уже несколько дней барражирует возле острова Борнхольм, где ведутся работы. Проходящий через датскую акваторию отрезок трубы можно считать не только более длинным по протяженности, чем немецкий, но и более трудоемким: если на немецком участке работы проводились на мелководье — за укладкой можно было наблюдать с палубы корабля, то на территории Дании маршрут приходится укладывать на глубине. Поскольку «Черский» обладает системой динамического позиционирования, которой нет у «Фортуны», то скорость его работы будет выше, чем у баржи».

Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Прокладка СП-2 идет строго по проекту — маршрут трубопровода не может меняться, поскольку все глубины и все морское дно на месте работ были исследованы, и сейчас каждый километр укладывается ровно там, где трубе и положено проходить. Расхождения в цифрах объясняются просто. СП-2 предусматривает прокладку двух ниток газопровода. Несмотря на то, что маршруты проходят параллельно, их строительство осуществляется не одновременно — они отличаются по дистанции.

Указать точно оставшийся километраж на конкретную дату крайне сложно. Труба проходит по дну моря. Для продолжения маршрута занятому на строительстве нитки судну приходится сначала поднимать уже построенный участок, а потом соединять его со следующим отрезком. Для выполнения таких процедур судну необходимо активно маневрировать. С одной стороны, используя инструменты геолокации можно понять, в какой точке строительства находится трубоукладчик; с другой, точно оценить, какой километраж еще осталось уложить, практически нереально.

Сам процесс укладки трубы зависит от рельефа дна моря, от глубин, от сезонности (после наступления штормов не каждое судно способно работать на проекте, а при прохождении нереста рыб работы вообще могут быть запрещены), от погодных условий, от сработанности судов строительного флота (как оперативно подвозят материалы, запчасти, осуществляется ремонт оборудования), от наличия необходимых судов, оборудования, специалистов и так далее. Прокладка такого газопровода — технологически сложнейшее строительство, где есть множество нюансов, не менее значимых и потенциально опасных, чем гипотетические санкции США».

Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

«По завершению работ в датской акватории, «Фортуна» набрала скорость прокладки в 1,1 тыс метров в сутки. Тем не менее, баржа не снабжена системой динамического позиционирования, поэтому буксирам приходится постоянно переставлять якоря для удержания судна на одном месте. В связи с тем, высокие темпы укладки сохранятся только на время. Впрочем, даже вопреки двухнедельному простою из-за шторма, среднесуточная скорость «Фортуны» составила удовлетворительные 480 метров. Такая скорость соответствует плану работ, предоставленному Датскому энергетическому агентству оператором проекта Nord Stream 2. В нем говорится, что с учетом простоев из-за погодных факторов и среднесуточной скорости прокладки в 400 метров, на ветке в Дании работы можно будет завершить до конца мая, а в Германии — до конца июня».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 03.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики