Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Сомнительная гордость

Сомнительная гордость

Газета «Ведомости» 10 августа 2010 опубликовала статью К. Макиенко «Повод для гордости», где ставятся под сомнение некоторые факты, изложенные мною в авторской колонке под заголовком «Нечего показать» (20.07.2010).

С одной стороны, конечно, ФНЭБ не специализируется на авиапроме и ВПК. Но с другой, я готов отвечать за свои слова. Поэтому хотелось бы высказать ряд соображений, которые не вошли в колонку из-за формальных ограничений объема публикации.

Использованное сравнение российского авиапрома с Бразилией совершенно некорректно, потому что у Бразилии гражданского авиапрома не было вообще, а у нас он был. Поэтому Бразилия развивается по следующей логической цепочке: «пустота – свой планер, но чужой двигатель – свой самолет». Бразилия, и вправду, может гордиться своим самолетом с чужим мотором. Но для нас это – прыжок назад, потому что у нас такой самолет был. Выходит, мы развиваемся по цепочке: «свой самолет – свой планер, но чужой мотор - пустота». То есть, если для Бразилии свой планер – это прогресс, то для нас – регресс.

Проект SSJ «съел» другой проект – самолета Ту-334, который, между прочим, был полностью российским. Это было решение, продавленное производителем SSJ. Ту-334 - единственный существующий сегодня среднемагистральный самолет, который полностью может производиться на российских предприятиях из отечественных материалов. Его, кстати, тоже не назовешь современным и новым. Так что за инновацию его не выдашь. Но он хотя бы может садиться на грунт, что важно в условиях состояния региональных аэропортов. SSJ – не столько российский, сколько французский самолет. Моторы у него стоят очень низко, поэтому он не только не может садиться на грунт, но и даже не на все асфальтовые полосы. Все заказы, которые есть на SSJ, – все с моторами Rolls-Royce. А последние контракты на SSJ на авиасалоне в Фарнборо были подписаны с весьма сомнительными фирмами, что напоминает анекдот про бизнесменов из 90-х годов века минувшего, когда один продал другому состав угля, после чего первый пошел искать уголь, а второй – деньги. У нас еще нет самолета, а у покупателей - денег, отчего же не подписать ни к чему не обязывающий договор!

Теперь про военную авиацию. Г-н Макиенко просит указать экспертов, сомневающихся в том, что наш самолет пятого поколения соответствует всем предъявляемым к нему требованиям. Пожалуйста. Вот только одна цитата из статьи «Обещаемый в пятом поколении» («КоммерсантЪ», 30.01.2010): «Главный редактор военного издания Moscow Defense Brief Михаил Барабанов уверен, что работы над новым самолетом еще предстоит много в любом случае, а особенно тревожит вопрос с фактическим отсутствием двигателя пятого поколения, который еще только предстоит создать. Еще одну проблему отмечает редактор журнала Air Fleet Александр Велович: радар самолета не оснащен активной фазированной антенной решеткой, что является одним из главных критериев для боевых самолетов будущего. Кроме того, по словам эксперта, на ПАК ФА пока отсутствует интеграция всех бортовых систем и таким образом настоящим самолетом пятого поколения его считать пока нельзя».

К. Макиенко пишет, что «утверждение о том, что Т-50 оснащается двигателем истребителя Су-27 , просто не соответствует действительности». Ну и ну!!! Да ведь это взято из материалов пресс-конференции главкома ВВС Александра Зелина! Он лично заявил, что на первую партию Т-50 поставят модификацию двигателя для Су-27. А вот цитата из первого номера «Аэрокосмического курьера» за 2010 год: «На самолете Т-50 установлен двигатель 117-С производства НПО "Сатурн". Собственно, этот двигатель как раз и стоит на Су-27».

Еще раз повторю – ФНЭБ на авиапроме не специализируется, да и колонка моя вообще была не про это, но я привык отвечать за свои слова.

Генеральный директор ФНЭБ Константин Симонов


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики