Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Новатэк» применил в «Арктик СПГ-2» закладной опыт «Северного потока – 2»

«Новатэк» применил в «Арктик СПГ-2» закладной опыт «Северного потока – 2»

Залог акций «Арктик СПГ-2» является стандартной практикой, отметил в комментарии ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«Новатэк» собирается заложить 60% доли участия в «Арктик СПГ-2» для привлечения проектного финансирования. 

«Арктик СПГ-2» является проектом по добыче природного газа на Гыданском полуострове и переработке его в СПГ для экспорта на мировой рынок. Он реализуется «Новатэком» наряду с построенным «Ямал СПГ» и планируемыми «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3».

В рамках «Арктик СПГ-2» планируется производить 18,3 млн тонн СПГ, что больше, чем у «Ямал СПГ». Проект состоит из трех линий, первая из которых на конец 2020 года была наполовину готова. Проект оценивается в 11,2 млрд долларов прямых инвестиций.

Залог является обычной практикой

««Новатэк» находится под санкциями, привлекать финансирование компании сложно. Из-за этого кредитование «Арктик СПГ-2» обеспечивают сами акционеры. Всего им нужно найти 40% проектного финансирования», – заключает Юшков

У «Новатэка» присутствуют трудности, потому что одна проблема накладывается на другую. Компания пытается набрать кредитов, чтобы получить объем средств, достаточный для реализации проекта.

«Одним из условий предоставления проектного финансирования является законтрактованность «Арктик СПГ-2». Намного легче взять кредит, когда существуют гарантии возвращения денег в виде долгосрочных контрактов на поставку сырья», – констатирует Юшков.

У «Арктик СПГ-2» мало таких контрактов, что снижает возможности по привлечению кредитных средств на открытом рынке. Из-за этого «Новатэку» приходится идти на залог собственной доли в проекте, без этого непросто найти средства.

«Данная практика является распространенной. В рамках «Северного потока – 2» «Газпром» заложил акции компании – оператора морского участка газопровода для получения кредита на строительство в 4,5 млрд долларов», – резюмирует Юшков

Перед нами стандартный коммерческий механизм, который можно сравнить с ипотекой: «Новатэк» и «Газпром» не лишились права собственности на проекты, но после этого они отвечают перед кредиторами их акциями.

«Такая история распространена в рисковых проектах. В «Арктик СПГ-2» риски имеются, проект является сложным, а рынок – насыщенным, из-за чего «Новатэку» пришлось пойти на залог коммерческих активов», – заключает Юшков.

По проектам «Новатэка» есть вопросы

Энергетический рынок переживает сложные времена, объем инвестиций в сектор снизился из-за «коронакризиса», а что касается СПГ, то на глобальном рынке присутствует переизбыток предложения, поэтому «новатэковские» проекты вовсе не уникальны.

«Ямал СПГ» в 2020 году вышел на проектную мощность и позволил России опередить американцев по объемам поставок сырья в ЕС. Только существует обратная сторона медали: федеральный бюджет почти ничего не получает с ямальской деятельности «Новатэка».

СПГ-заводы освобождены от фискальной нагрузки, а поставки СПГ идут в счет выплаты кредитов. Такая ситуация прописана во всех проектах «Новатэка», включая «Арктик СПГ-2», одновременно с этим государство бесплатно построило инфраструктуру на Ямале. 

СПГ называют будущим мировой энергетики, из-за этого Россия субсидирует проекты «Новатэка», но отдачи от них нет, и неизвестно, когда она появится. Тем более ЕС продолжает пугать энергетический рынок разными вещами вроде углеродного налога.

«Декларируется, что это работа вдолгую: сегодня мы даем льготы, а лет через 10–12 государство получит прибыль, но поддержка оказывается колоссальная. Помимо того, что «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» предоставляют льготы, налог на добычу полезных ископаемых в отношении них обнулен либо на 12 лет, либо до достижения объемов добычи в 250 млрд кубов газа», – констатирует Юшков.

Однако есть вероятность, что и после достижения этих отметок СПГ-проекты сохранят льготы.

«Если бы не было государственной поддержки, данных начинаний не существовало бы. Кроме льгот государство построило порт Сабетту, провело углубительные работы, возвело аэропорт, строит флот атомных ледоколов. Без государства газ остался бы в земле, а на Ямале бы не появилось серьезной инфраструктуры», – резюмирует Юшков.

Негативным моментом является то, что деньги были потрачены на иностранные технологии: российских поставщиков здесь очень мало.

«Все технологии иностранные, к строительным работам привлекалась Турция, Китай создавал модули для сжижения газа. Актуален вопрос, а был ли выбран лучший способ расходования денег. Может быть, стоило больше использовать отечественных поставщиков или потратить эти средства другим образом, чтобы государство получило больше прибыли?» – заключает Юшков

Проект вызывает массу вопросов, на которые нет однозначных ответов.

«С другой стороны, нефтепровод «Дружба» и газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», идущий из Сибири в Австрию, на момент строительства были гигантскими и неокупаемыми проектами», – констатирует Юшков.

Сегодня «Уренгой – Помары – Ужгород» известен как украинская ГТС, благодаря которой Киев уже 30 лет сводит концы с концами.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 06.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики