Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Новатэк» применил в «Арктик СПГ-2» закладной опыт «Северного потока – 2»

«Новатэк» применил в «Арктик СПГ-2» закладной опыт «Северного потока – 2»

Залог акций «Арктик СПГ-2» является стандартной практикой, отметил в комментарии ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

«Новатэк» собирается заложить 60% доли участия в «Арктик СПГ-2» для привлечения проектного финансирования. 

«Арктик СПГ-2» является проектом по добыче природного газа на Гыданском полуострове и переработке его в СПГ для экспорта на мировой рынок. Он реализуется «Новатэком» наряду с построенным «Ямал СПГ» и планируемыми «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3».

В рамках «Арктик СПГ-2» планируется производить 18,3 млн тонн СПГ, что больше, чем у «Ямал СПГ». Проект состоит из трех линий, первая из которых на конец 2020 года была наполовину готова. Проект оценивается в 11,2 млрд долларов прямых инвестиций.

Залог является обычной практикой

««Новатэк» находится под санкциями, привлекать финансирование компании сложно. Из-за этого кредитование «Арктик СПГ-2» обеспечивают сами акционеры. Всего им нужно найти 40% проектного финансирования», – заключает Юшков

У «Новатэка» присутствуют трудности, потому что одна проблема накладывается на другую. Компания пытается набрать кредитов, чтобы получить объем средств, достаточный для реализации проекта.

«Одним из условий предоставления проектного финансирования является законтрактованность «Арктик СПГ-2». Намного легче взять кредит, когда существуют гарантии возвращения денег в виде долгосрочных контрактов на поставку сырья», – констатирует Юшков.

У «Арктик СПГ-2» мало таких контрактов, что снижает возможности по привлечению кредитных средств на открытом рынке. Из-за этого «Новатэку» приходится идти на залог собственной доли в проекте, без этого непросто найти средства.

«Данная практика является распространенной. В рамках «Северного потока – 2» «Газпром» заложил акции компании – оператора морского участка газопровода для получения кредита на строительство в 4,5 млрд долларов», – резюмирует Юшков

Перед нами стандартный коммерческий механизм, который можно сравнить с ипотекой: «Новатэк» и «Газпром» не лишились права собственности на проекты, но после этого они отвечают перед кредиторами их акциями.

«Такая история распространена в рисковых проектах. В «Арктик СПГ-2» риски имеются, проект является сложным, а рынок – насыщенным, из-за чего «Новатэку» пришлось пойти на залог коммерческих активов», – заключает Юшков.

По проектам «Новатэка» есть вопросы

Энергетический рынок переживает сложные времена, объем инвестиций в сектор снизился из-за «коронакризиса», а что касается СПГ, то на глобальном рынке присутствует переизбыток предложения, поэтому «новатэковские» проекты вовсе не уникальны.

«Ямал СПГ» в 2020 году вышел на проектную мощность и позволил России опередить американцев по объемам поставок сырья в ЕС. Только существует обратная сторона медали: федеральный бюджет почти ничего не получает с ямальской деятельности «Новатэка».

СПГ-заводы освобождены от фискальной нагрузки, а поставки СПГ идут в счет выплаты кредитов. Такая ситуация прописана во всех проектах «Новатэка», включая «Арктик СПГ-2», одновременно с этим государство бесплатно построило инфраструктуру на Ямале. 

СПГ называют будущим мировой энергетики, из-за этого Россия субсидирует проекты «Новатэка», но отдачи от них нет, и неизвестно, когда она появится. Тем более ЕС продолжает пугать энергетический рынок разными вещами вроде углеродного налога.

«Декларируется, что это работа вдолгую: сегодня мы даем льготы, а лет через 10–12 государство получит прибыль, но поддержка оказывается колоссальная. Помимо того, что «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» предоставляют льготы, налог на добычу полезных ископаемых в отношении них обнулен либо на 12 лет, либо до достижения объемов добычи в 250 млрд кубов газа», – констатирует Юшков.

Однако есть вероятность, что и после достижения этих отметок СПГ-проекты сохранят льготы.

«Если бы не было государственной поддержки, данных начинаний не существовало бы. Кроме льгот государство построило порт Сабетту, провело углубительные работы, возвело аэропорт, строит флот атомных ледоколов. Без государства газ остался бы в земле, а на Ямале бы не появилось серьезной инфраструктуры», – резюмирует Юшков.

Негативным моментом является то, что деньги были потрачены на иностранные технологии: российских поставщиков здесь очень мало.

«Все технологии иностранные, к строительным работам привлекалась Турция, Китай создавал модули для сжижения газа. Актуален вопрос, а был ли выбран лучший способ расходования денег. Может быть, стоило больше использовать отечественных поставщиков или потратить эти средства другим образом, чтобы государство получило больше прибыли?» – заключает Юшков

Проект вызывает массу вопросов, на которые нет однозначных ответов.

«С другой стороны, нефтепровод «Дружба» и газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», идущий из Сибири в Австрию, на момент строительства были гигантскими и неокупаемыми проектами», – констатирует Юшков.

Сегодня «Уренгой – Помары – Ужгород» известен как украинская ГТС, благодаря которой Киев уже 30 лет сводит концы с концами.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 06.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики