Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: "Пакистанский поток" даст преимущество России на газовом рынке

Митрахович: "Пакистанский поток" даст преимущество России на газовом рынке

Россия и Пакистан укрепят отношения с помощью флагманского газового проекта, считает аналитик Станислав Митрахович.

Москва надеется согласовать с Исламабадом все технические вопросы по строительству газопровода "Пакистанский поток" в ближайшее время. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров во время визита в Пакистан. Руководитель внешнеполитического ведомства добавил, что газопровод является флагманским проектом. В его рамках российские компании готовы к модернизации энергетического сектора и железнодорожных систем Пакистана.

Москва и Исламабад подписали в 2015 году межправительственное соглашение на строительство газопровода "Север — Юг", который позже переименовали в "Пакистанский поток". Мощность проекта оценивается в 12,4 миллиарда кубических метров газа в год. Газопровод должны были построить к 2018 году, но сроки несколько раз переносили.

У России и Пакистана не так много взаимных инвестиций. С этой точки зрения "Пакистанский поток" — флагманский проект, отметил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с редакцией "ПолитЭксперта".

"Поэтому для нас это достаточно крупный проект. А для самого Пакистана инвестиции тоже довольно масштабные. Поэтому проект можно назвать флагманским, имея в виду отношения Исламабада с Москвой. Так, в Пакистане много что строится. Китайцы, например, порт Гвадар устроили для приема различных судов", — рассказал собеседник ПЭ.

Пакистан — страна с плохим энергоснабжением. Отмечаются проблемы с электричеством и общее снижение добычи газа. При этом спрос на энергию, наоборот, растет. Это побуждают страну искать варианты с импортом необходимых ресурсов.

"Исламабаду нужен газ. А где ему взять топливо? Был проект постройки газопровода из Ирана через Индию. Но из-за санкций в отношении Тегерана и из-за того, что у Пакистана плохие отношения с Нью-Дели, проект застопорился", — уточнил аналитик.

У Исламабада была также идея трубопровода ТАПИ — Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия. Она тоже не получила развития. Газ из Туркмении оказалось трудно довести до Пакистана, добавил эксперт:

"Потому что надо прокладывать через Афганистан, а там стабильно нестабильно. Так что проект завис. Какой еще вариант остается? Строить СПГ-терминал для приема сжиженного газа. Дальше превращать его в газообразную форму и через газопровод вести на север Пакистана".

Именно такой вариант отрабатывает сейчас Москва с Исламабадом. Пока непонятно, будет ли Россия продавать Пакистану сжиженный природный газ (СПГ). Скорее всего, это зависит от возможностей Москвы конкурировать по цене, например, с Катаром. Единственное, Россия может увязать какие-то поставки с взаимными инвестициями в газопровод.

"Скорее всего, Пакистан будет покупать газ у тех, кто предложит подешевле. Зато он может быть заберет на себя часть газа с других рынков. И России будет, возможно, проще поставлять часть газа в Китай, если нынешние поставщики из КНР уйдут в Пакистан", — объяснил Станислав Митрахович.

Москве выгодно строить "Пакистанский поток" по нескольким причинам. Во-первых, Россия получает компетенции. Во-вторых, растет известность российского газового бизнеса в регионе. И последнее, так Москва может улучшить отношения с Исламабадом, а в будущем это поможет прийти части СПГ на пакистанский рынок.

Ранее эксперты заявили, что "Газпром" реализует хитрую стратегию в Европе по опустошению хранилищ газа. Подобное мнение не имеет под собой оснований, отметил энергетик Алексей Гривач.

Автор: Ксения Емельянова

Источник: Politexpert.net, 07.04.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики