Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Убытки на миллиарды и рост тарифов: чего ждать Украине после конца контракта с Газпромом (Главред, Украина)

Убытки на миллиарды и рост тарифов: чего ждать Украине после конца контракта с Газпромом (Главред, Украина)

Несмотря на действующий контракт с Нафтогазом, Газпром продолжает снижать поставки газа через Украину в страны ЕС, отправляя топливо в обход украинской ГТС. Как следствие, Украина уже лишилась транзита в Румынию и вскоре рискует потерять транзит газа в Венгрию и ряд других стран ЕС. И это, в свою очередь, грозит государству убытками в миллиарды долларов. Рассказываем, чего ожидать в будущем и чем нам грозит уменьшение транзита или его полное прекращение.

На юге — уже без Румынии

На днях генеральный директор «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон сообщил, что с 1 апреля Украина перестала обеспечивать транзит газа в Румынию, так как теперь он идет в обход Украины по российскому газопроводу «Турецкий поток — 2».

Напомним, что ТП-2, запущенный в январе этого года, дал РФ возможность перевести транзит газа в обход Украины в Турцию, Грецию и Болгарию. А после того, как от транзита через Украину отказалась и Румыния, газопровод фактически остановил прокачку газа через Украину по южному направлению. Ведь, как уточняли в ГТС, объемы транзита в 2020 году и так были небольшими — 1 миллиард кубометров для Румынии и 3 — для Молдавии при общей мощности газопровода в 27 миллиардов кубометров.

Теперь же, как уверяет Макогон, в случае окончания строительства ТП-2, которое обещают завершить уже к концу этого года, над ГТС Украины может нависнуть новая опасность. «Если будет завершено продолжение „Турецкого потока" через Болгарию и Сербию, то Газпром переведет транзит в Венгрию тоже через „Турецкий поток — 2". Для Украины это означает дополнительную потерю 10-12 миллиардов кубобометров транзита ежегодно», — пояснил Макогон.

Миллиардные убытки

Согласно пятилетнему контракту по принципу «качай или плати», подписанному между Нафтогазом и Газпромом в 2019 году, Газпром должен оплачивать перекачку газа, независимо от его объема, в следствие чего за это время Украина должна гарантированно получить около 7 миллиардов дохода.

Но, как отмечает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины, эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, контракт с Газпромом изначально был заточен под уменьшение транзита через Украину. «С 2021 года мы договорились о транзите 40 миллиардов кубометров вместо 65 миллиардов в 2020 году. Соответственно, контракт изначально предполагал сокращение транзита», — уточняет эксперт.

По его мнению, после достройки «Северного потока — 2» потребность в украинской ГТС как у РФ, так и у стран ЕС может исчезнуть вовсе, а украинский маршрут могут использовать как запасной. В таком случае транзит газа во Францию, Германию, Нидерланды, Австрию и ряд других стран ЕС, Россия будет поставлять не по украинской ГТС, а обходным путем посредством Северного и Турецкого потоков.

«Русским это на руку, потому что у них есть задача — минимизировать (но не отказаться совсем) от транзита через Украину, чтобы после 2024 года новый контракт предусматривал не условие „качай или плати", а использование ГТС Украины в режиме резервной системы. В этих условиях мы будем качать газ при необходимости — но не нашей, а ЕС или РФ. Например, в летний период, когда будет продолжаться закачка газа в европейские газохранилища или зимой, когда будет возникать дополнительная потребность в газе, когда не будет хватать поставок через Турецкий и Северный потоки», — соглашается с коллегой энергетический эксперт, сооснователь Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Собственно, в России этого не скрывают. Там уже сейчас начинают строить планы на будущее после завершения контракта с Нафтогазом и в них украинской ГТС места нет.

«После [окончания строительства СП-2] смысла в украинской трубе нет. Пусть сами думают, что с ней делать. Мы можем использовать ее как резервную», — заявил профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов. По его словам, в случае использования украинской ГТС как резерва, Украина почти лишится заработка на транзите, поскольку львиную долю средств от перекачки придется отправлять на обслуживание газопровода.

Вероятность такого неутешительного развития событий подтверждает Корольчук: «Если до 2019 года, когда Украина транзитировала до 90 миллиардов кубометров, мы могли за год заработать около 2,5 миллиарда долларов, в прошлом году из 65 миллиардов транзита мы заработали около 2 миллиардов, то если транзит сократится до 20-30 миллиардов, мы сможем заработать максимум 1 миллиард долларов при том, что каждый год мы вкладываем в ГТС около 500 миллионов долларов».

Что будет с тарифами

Но, помимо прямых убытков, которые будет нести Украина из-за отсутствия транзита, могут возникнуть проблемы и у украинских потребителей с их 30 миллиардами кубометров в год — больше, чем в любой другой европейской стране.

Как объяснили «Главреду» эксперты, если не будет транзитного газа и давления в системе, придется больше сжигать газа, и, соответственно повышать стоимость транспортировки этого газа до конечного потребителя. Как следствие — транспортная составляющая может вырасти с нынешних 15-20 до минимум 50 процентов — также, как и в некоторых странах ЕС, где потребители платят больше именно за транспортировку, а не за газ как ресурс.

Модернизация как способ спасения ГТС

Так как объемы транзита газа через Украину будут продолжать снижаться, Украине пора уже сейчас думать над тем, как оптимизировать работу ГТС под такие объемы. Как объяснял в интервью венгерским СМИ Макогон, сейчас обсуждается несколько вариантов. Один из наиболее вероятных — модернизация компрессорных станций.

«Если транзит по украинской ГТС будет прекращен, то Украина будет вынуждена оптимизировать свою газотранспортную систему исключительно для удовлетворения внутреннего спроса», — говорил в интервью венгерским СМИ в марте.

Но, как убежден сопредседатель Фонда энергетических стратегий, эксперт в сфере энергетики Дмитрий Марунич, оптимизация и вывод из эксплуатации компрессорного оборудования на деле означает сокращение персонала. «Потому что на внутреннем транзите много заработать не выйдет — это просто нереальный сценарий», — говорит Марунич.

По его мнению, в этом случае могла бы помочь интеграция украинской системы с европейской путем строительства новых интерконнекторов. Но, с учетом того, как идет строительство такого интерконнектора с Польшей, рассчитывать и на такой исход не приходится, поскольку все упирается в инвестиции, которых нет ни с украинской, ни с польской стороны.

Не менее нереальным (во всяком случае, пока) эксперт считает и ранее анонсированную премьер-министром Украины транспортировку водорода в страны Европейского союза по трубопроводу «Дружба», по которому и поставляется газ в Европу как альтернативу транзиту из РФ.

«Основная проблема с водородом — в низком давлении. На Украине проводили соответствующие эксперименты, но потери водорода были около 40 процентов. Потому это возможно только в теории, а на практике нужно будет еще подтвердить способность магистральных трубопроводов транспортировать водород, не говоря уже о проблемах с безопасностью и экологией, которые могут из-за этого возникнуть. Потому пока такой вариант только на уровне болтовни премьер-министра», — заключил Марунич.

Оригинал публикации: Убытки на миллиарды и рост тарифов: чего ждать Украине после конца контракта с Газпромом    Опубликовано 07/04/2021 14:29

Автор: Анастасия Кучкина

Источник: ИноСМИ, 08.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики