Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина кричит: «Дави на газ!»

Украина кричит: «Дави на газ!»

В Киеве считают, что без денег за транзит российских углеводородов украинская армия разбежится

Россия продолжает работу по сокращению украинского газового транзита, что вызывает беспокойство Киева. Как заявил глава «Оператора ГТС Украины» Сергей Макагон, после запуска «Турецкого потока» транзит в Турцию, Греция и Болгария полностью перешел с Украины на новые газопроводы.

«А с 1 апреля и поставки газа в Румынию полностью обеспечиваются из Болгарии через „Турецкий поток-2“. Сейчас транзит выполняется только для молдавских потребителей», написал он на своей странице в Facebook.

По его мнению, если продолжение «Турецкого потока» через Болгарию и Сербию завершится, то Газпром переведет на него и транзит в Венгрию, что для Украины означает дополнительную потерю 10−12 млрд м3 транзита ежегодно. В связи с этим он призвал противодействовать завершению «Северного потока-2».

«Очень важно не допустить завершения строительства „Северного потока-2“. Транзит газа через Украину — не только значительный доход, но и важный элемент энергетической и милитарной (военной) безопасности Украины», — считает Сергей Макагон. 

Не секрет, что украинский газотранспортный маршрут для Газпрома самый дорогой, поэтому компания старается максимально загружать альтернативные маршруты, потому что они более экономически феективные, заметил директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Кроме того, украинская ГТС очень дорогая, так как изношена. И трубы, и другое оборудование близки к тому, чтобы выработать свой срок, их надо менять, но ничего не делается, по крайней мере в нужных объемах. Соответственно Газпром меняет маршруты транспортировки на более эффективные с точки зрения экономики, технологий. Очевидно, что с вводом «Северного потока-2» будет сокращен объем транзита через украинскую ГТС.

«СП»: — Насколько?

— В больших объемах транзита через Украину не будет. После окончания нынешнего контракта будут смотреть на потребности европейских стран: если они существенно нарастят объемы, тогда и на Украину газ останется, если нет, то там объем транзита будет близок к нулю. Это будет запасной маршрут на случай, если, например, зимой вырастет потребление.

Нынешний контракт выполнять придется. Когда «Северный поток-2» будет введен в эксплуатацию, никто не будет сразу загружать его сразу на 100%. Это будет происходить постепенно.

«СП»: — Украина формально отказалась от российского газа и, как Киеву нравится говорить, покупает его у Европы. Так причем тут безопасность Украины, раз газ у них европейский?

— Украинская ГТС — это единый организм: и транзит, и обеспечение собственных потребителей. Если теряется транзит, то страдают и некоторые потребители, для их снабжения может понадобиться строительство дополнительных мощностей, а это серьезные деньги. В Киеве не хотят эти деньги тратить, а хотят, чтобы все продолжалось само собой.

«СП»: — Как я понимаю, будут еще и проблемы с реверсом?

— Конечно. Сейчас идет транзит через их территорию плюс собственная добыча, которая составляет около 20 млрд. Потребление около 30 млрд. Соответственно 10 млрд они отбирают из трубы, оформляют как покупку на бирже в Германии или Голландии, платят трейдерам за якобы поставку. Газ получается с накруткой, но берется он из той же транзитной трубы. Не будет транзита, трубы опустеют.

А в отношении военной безопасности они исходят из того, что пока большие объёмы транзита идут через их территорию, то только это удерживает Россию от масштабной оккупации их земель. Поэтому они и пугают своих соседей и НАТО, говоря, что Украина — последний бастион на пути российских орд.

«СП»: — Какой объем транзита может сохраниться через Украину после окончания нынешнего контракта?

— На сегодняшний день очевидно, что будут снабжаться Молдавия и Приднестровье. Можно построить газопровод с Румынией, по которому через Турцию будет поставляться российский газ, но этого объема будет недостаточно для обеспечения всех молдавских потребностей. Все-таки здесь нужны поставки через Украину. Остальные страны могут обходиться без украинского транзита. Но все зависит от объема потребления.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков не видит в перспективе большой необходимости в украинском транзите:

— Вся система обходных газопроводов строится для того, чтобы убрать транзит через Украину. План был таков, чтобы к окончанию предыдущего контракта, к 1 января 2020 года, достроить и запустит обходные газопроводы и отказаться от украинского транзита, потому что это самый невыгодный маршрут.

Когда Газпром качает газ через Украину, то платит украинским компаниям. А когда через «Турецкий» или «Северный», то своим дочерним, так как эти газопроводы принадлежат им. Экономически это выгоднее.

Кроме того, новые газопроводы более современные, поэтому тратят меньше энергии на прокачку газа, меньше и углеродный след. Учитывая, что европейцы буквально со следующего планируют ввести углеродный налог, то украинский маршрут становится еще менее привлекательным.

«СП»: — Если украинская ГТС еще и экологически вредна, за что тогда так ратуют противники, в том числе «зеленые», «Северного потока-2»?

— Европа планирует отказаться от углеводородов к 2050 году, потом перейти на водород, который можно пускать по газопроводам. До этого газ будут потреблять, конкуренция остается.

США хотят хотя бы часть российского газа оттеснить с европейского рынка, создать дефицит, в результате цены возрастут, освободится доля на рынке и можно будет отправлять американский СПГ по высоким ценам. Они об этом открыто говорят. На первом этапе они хотят не дать достроить «Северный поток-2», на втором — перекрыть транзит через Украину. Так что Украине на самом деле радоваться не приходится, этот маршрут, думаю, обречен. США российский газ не нужен ни по каким маршрутам.

«СП»: — То есть украинский транзит все менее привлекателен?

— Конечно, Газпром хочет исключить Украину из транзита, просто ему не удалось вовремя достроить «Северный поток-2». Думаю, не формально диалог был таков, что России надо было доказать, что Россия «Северный поток-2» строит не для того, чтобы убить Украину. В доказательство Россию вынудила подписать новый пятилетний контракт с Украиной, довольно жесткий и невыгодный для Газпрома. В обмен не должны были вводить санкции против «Северного потока-2», но Германия не смогла выполнить свои обязательства, пролоббировав отсутствие санкций США.

Год пятилетнего контракта прошел. Непонятно, о чем беспокоится Макагон, так как в контракте есть жесткое условие — качай или плати. В первый год Газпром должен был прокачивать 65 млрд, в последующие — 40. Будет транзит уходить на «Турецкий поток» или нет, украинской стороне должно быть все равно, так как они в любом случае получат свои деньги.

Сверхнормативный объем прокачки идет по повышенному тарифу. Этой зимой было холодно, европейцы потребляли больше газа, и Газпром качал больше и платил дополнительно. Этих дополнительных денег Украина не получит, если основные объемы будут перекинуты на другие газопроводы.

«СП»: — Но контракт закончится. На что Украина может рассчитывать дальше?

— Если Украина займет конструктивную позицию и будет предлагать конкурентный тариф, а не такой завышенный, как сейчас, то, возможно, удастся договорится о транзите газа в Приднестровье, Молдавию и, может быть, даже Румынию. Это 10−12 млрд кубов. Ни о каких 60−70 млрд речь не идет.

«СП»: — Так что на самом деле беспокоит Киев — доход или пресловутая безопасность?

— Они любую ерунду приплетут лишь бы не дать достроить «Северный поток-2». Постоянно жалуясь на него, они еще и лоббистские услуги США оказывают.

Их логика в том, что нельзя лишать Украину денег Газпрома, потому что они их тратят на оборонные цели. Если не будет затрат на оборону, то украинская армия разбежится, развалится, а Россия хочет захватить весь мир, и только доблестная украинская армия, получая деньги от транзита, сдерживает Россию, то есть Газпром платить за сдерживание России. Если не будет денег за транзит, платить придется европейцам. Так они пугают Европу.

С точки зрения энергетической безопасности все более логично, так как сейчас они получают примерно 10 млрд кубов реверсного газа. Если не будет транзитных объёмов, то и виртуального реверса не будет. Надо будет реально качать газ из Европы на Украину, что дороже и сложнее. Схема с виртуальным реверсом рухнет.

«СП»: — Либо договариваться с Россией?

— Либо договариваться, либо искать схему, при которой европейские компании будут получать газ в собственность на границе России и Украины, потом его либо перепродавать в этой же точке, либо доставлять украинским потребителям.

Кроме того, если не будет транзита, то встанет вопрос, на что содержать всю ГТС. Сейчас она содержится за счет транзитных денег, а придется за свой счет.

Плюс ко всему, ГТС не рассчитана на прокачку маленьких объемов. Меньше 40 млрд кубов качать не выгодно: ГТС не окупается и возможны технические проблемы. ГТС строилась из расчета прокачки около 180 млрд кубов. Возможно, Макагон беспокоится еще и об этом.

Автор: София Сачивко

Источник: Свободная пресса, 08.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики