Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый план Польши угрожает национализацией газопроводу «Ямал – Европа»

Новый план Польши угрожает национализацией газопроводу «Ямал – Европа»

Планам Польши по газопроводу «Ямал – Европа» мешает фактор «Газпрома», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Поляки представили газовый план

Польский оператор Gas-System разработал десятилетний план развития национальной газотранспортной системы на 2022-2031 годы. 

Компания собирается осуществить 30 ключевых инвестиционных проектов, чтобы увеличить трубопроводную систему страны на 2,1 тысячи км — до 13,1 тысячи км, а также вдвое нарастить мощность компрессорных станций. Все это увеличит как доступность газа, так и его потребление в Польше. Gas-System прогнозирует увеличение польских объемов на 50% — до 30 млрд кубов в год.

Основными инвестиционными проектами в Польше названы газопровод Baltic Pipe, интерконнектор с Литвой GIPL, интерконнектор со Словакией, расширение СПГ-терминала в Свиноустье и строительство плавучего (на основе корабля) СПГ-терминала в Гданьске. 

Поляки проявляют большую активность на газовом рынке, демонстрируя, что у этого энергоресурса большое будущее в ЕС. Однако имеются вопросы по тому, как они собираются расширить внутреннее потребление в 1,5 раза.

C 2016 года Польша увеличивает потребление газа, но одновременно с этим снижаются трубопроводные поставки. В 2016 году доля «Газпрома» в польском энергопотреблении составляла 88,9%, а в 2019 год она сократилась до 60,2%.

Выросла доля сжиженного природного газа (СПГ) на польском рынке: в 2016 году поляки закупили 0,97 млрд кубов данного сырья, а в 2019 году – 3,43 млрд кубов. Есть еще интересный момент: в 2019 году Польша почти 3 млрд кубов газа закупила путем трубопроводных поставок с Запада. Разговор идет о российском газе, который был перепродан в Польшу немецкими компаниями.

В 2023 году закончится долгосрочное соглашение между «Газпромом» и PGNiG на поставку газа, а также будет введен в эксплуатацию «Северный поток – 2». Данный маршрут может стать формой поставок сырья в Польшу даже в случае строительства Baltic Pipe. 

Во-первых, мощность Baltic Pipe, который доставит в Польшу норвежский газ транзитом через Данию, составит 10 млрд кубов газа в год, чего не хватит для достижения поляками потребления в 30 млрд кубов газа. Во-вторых, большая часть объемов «Северного потока – 2» запланирована для потребителей вне ФРГ. Так что Польша с ее «энергозависимостью от РФ» вписывается в данный проект.

Полякам необходимо согласие «Газпрома»

Еще одним интересным моментом программы является использование польского отрезка газопровода «Ямал – Европа» для нужд ГТС Польши. Данное решение позволит Gas-System эффективней распределять СПГ-поставки и газ с Baltic Pipe.

«Газопровод «Ямал – Европа» находится в совместной российско-польской собственности. Проектом формально владеет компаний EuRoPol Gaz, где «Газпром» и PGNiG являются совладельцами на паритетных началах», – констатирует Митрахович.

«Ямал – Европа» был построен в 1994-1999 годах, транзитирует до 35 млн кубов газа и идет из России в ФРГ через территории Польши и Белоруссии. По сравнению с украинской СПГ, инфраструктура не очень старая, но в 2026 году, о котором говорят поляки, проекту стукнет 30 лет, а это серьезный срок для газопровода, поэтому Польше придется вложить большие деньги в его модернизацию.

Однако неизвестно, найдет ли Варшава компромисс с «Газпромом», который пока не хочет терять этот маршрут.

«Могут ли поляки присвоить этот проект? В Польше есть законодательство, где прописана процедура национализации. Но так просто это не делается, здесь необходима экстраординарная ситуация вроде разрыва дипотношений», – заключает Митрахович

В 2020 году в Варшаве случилась странная история: польский антимонопольный регулятор (UOKiK) оштрафовал компанию «Газпром» на 7,6 млрд долларов за строительство «Северного потока – 2» без согласия Польши. Еще на 61 млн долларов по этому иску были оштрафованы европейские партнеры «Газпрома»: компании Engie Energy, Uniper, OMV, Shell и Wintershall.

Иск оспорен «Газпромом» в польском суде, но Варшава продолжит использовать данную историю против Москвы.

Правовые основания польского решения сомнительны, но это Польша. Если Варшава отнимет у «Газпрома» польский участок газопровода «Ямал – Европа», то европейские власти этому не помешают, тем более отношения Москвы и Брюсселя ухудшились.

«Можно ли развернуть «Ямал – Европу» в реверс? Если РФ после строительства и ввода в строй «Северного потока – 2» прекратит транзит через Украину и Белоруссию, то тогда это возможно. Об этом рассуждала команда Александра Лукашенко до августовских беспорядков в Минске. Но это нельзя сделать без согласия «Газпрома»: случится вызов как Москве, так и законодательству ЕС», – резюмирует Митрахович.

Если Польша договорится с РФ о переформатировании «Ямал – Европы», то вряд ли от этого выиграет. Поляки зарабатывают на транзите газа в ФРГ, а в случае разворота газопровода транзитные поставки могут быть только в Прибалтику и Финляндию.

Про силовой вариант захвата газопровода и говорить бессмысленно: это создаст Польше серьезные проблемы. 

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 09.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики