Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай и «Газпром» торгуются по цене на газ для будущих поставок по «Союзу Восток»

Китай и «Газпром» торгуются по цене на газ для будущих поставок по «Союзу Восток»

«Газпром» утвердил проект газопровода «Союз Восток», который станет продолжением газопровода «Сила Сибири – 2» и увеличит экспортные поставки российского газа в Китай. 

На данном этапе утвержден технико-экономический анализ газопровода «Союз Восток»: проработаны маршрут трассы газопровода, который пройдет по территории Монголии, протяженность газопровода, его диаметр, рабочее давление и количество компрессорных станций.

Развитие газопровода «Союз Восток» происходит в рамках меморандума о взаимопонимании, подписанного между «Газпромом» и правительством Монголии в декабре 2019 года.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал «Журналистской правде» о возможностях нового газопровода.

«Пока непонятно, какая будет мощность газопровода. Скорее всего, она будет зависеть от потребности Китая. Россия готова построить любую мощность, хоть под 100 млрд. куб. У «Газпрома» де-факто есть готовая ресурсная база для данного проекта – это «Сила Сибири-2», который раньше назывался газопровод «Алтай». Его можно назвать западным маршрутом доставки газа в Китай.

По заявлениям «Газпрома», у компании есть возможность добывать газ на разработанных месторождениях – это еще 150 млрд. куб. в год, что позволит фактически удвоить экспорт в западном направлении. В основном, у «Газпрома» простаивают месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе, в Тазовском районе. Как раз оттуда и предполагается строить газопровод в Китай через Монголию. У «Газпрома» нет ограничения по мощности (хоть 50, хоть 100 млрд. куб.), наоборот, газ нужно реализовать, так как мощность этих месторождений простаивает. Сейчас добыча «Газпрома» ушла на север (разработано Бованенковское месторождение) и дальше будут разрабатываться месторождения именно Ямальского полуострова, потому что оттуда короче доставлять газ через «Северный поток – 1» и в перспективе через «Северный поток – 2». Месторождения Тазовского района начинают простаивать, хотя там всё разработано, в том числе инфраструктура, и есть необходимые запасы. Именно из этого района планируют поставлять газ в Китай по западному маршруту.

Вопрос состоит в том, сколько готов купить Китай. Сейчас обсуждается 30-40 млрд. куб. Всё упирается в стоимость. Китай готов брать разные объемы в зависимости от цены. «Газпром» хочет, чтобы цены для Китая с этого месторождения были не меньше по доходности, чем поставки в Европу, потому что ресурсная база, по сути, одна и та же.

Дешево продать газ для Китая все равно не получится, так как себестоимость газа из-за прокачки до Китая будет высокая. Если «Газпром» будет продавать газ Китаю дешевле, то европейцы могут возмутиться – почему Китаю дешевле, а им дороже, хотя газ с одинаковых месторождений. Сейчас идет более-менее рыночное образование спота в Европе, и такой аргумент звучит, конечно, глупо, но европейцы могут им апеллировать. «Газпрому» этого бы не хотелось.

Рассматривается вопрос торга. Китайцы – очень жесткие переговорщики по цене. Они довольно долго ведут переговоры, не стесняются давить, но время сейчас не на стороне Китая. Чем дальше, тем больше ухудшаются отношения США и Китая, и тем больше риск того, что США будут каким-то образом давить на других поставщиков газа в Китай, либо повышать риск перекрытия, например, Малаккского пролива, по которому поставляют все углеводороды в Китай и проходят торговые суда с товарами из Африки и Ближнего Востока.

Китай всё больше и больше внимания обращает на надежность поставок, а Россия в этом плане является лидером. «Сила Сибири» работает без транзитеров. «Союз Восток» пройдет через Монголию, которая является минимальным транзитером. Тем более Китай контролирует Монголию, и каких-то проблем в этом направлении не возникнет. Привлекательность поставок газа из России для Китая возрастает».

Опубликовано: Журналистская правда, 13.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики