Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев придумал, как заправить танки российским топливом

Киев придумал, как заправить танки российским топливом

Бронетехнике в Донбассе нужно до 2 тысяч тонн солярки в день

Угроза военной операции на территории Украины заставляет анализировать топливные резервы этой страны. В первом квартале Украина значительно увеличила импорт бензина и дизтоплива, преимущественно российского происхождения. Однако в апреле поставки российского топлива значительно сократились. В мае эксперты ожидают дефицита дизтоплива и бензина. По расчетам «НГ», скопившейся в Донбассе украинской бронетехнике нужно до 2 тыс. т солярки на день активных действий.

За первые три месяца 2021 года Украина импортировала на 10% больше, чем годом ранее. Более 75% украинского импортного топлива – поставки из России и Белоруссии, которая также имеет российское происхождение. Однако с апреля поставки топлива из РФ значительно сокращаются.

Ключевой компонент готовности к военному конфликту – наличие достаточного количества топлива для техники. По оценкам военных специалистов, Вооруженные силы Украины (ВСУ) сосредоточили в Донбассе 450 танков, более 2,5 тыс. бронемашин пехоты и бронетранспортеров, 230 систем реактивного залпового огня и около 1 тыс. самоходных артиллерийских орудий (см. «НГ» от 06.04.21). Для снабжения такой армады техники требуется как минимум около 60 цистерн с топливом в 2–3 дня активных боевых действий, подсчитывал военный эксперт, генерал-лейтенант Юрий Неткачев.

По данным Института проблем естественных монополий, средний объем погрузки в цистерну в 2016 году составлял 59,3 т. Если округлить, то получится, что на один день боев ВСУ понадобится от 1,2 до 1,8 тыс. тонн горючки. ВСУ укомплектованы в основном старыми образцами техники, например танками Т-64 еще в советской комплектации. Подобная техника потребляет огромные количества топлива: танк Т-64 «съедает» 300–450 л на 100 км., а бронемашина – около 100 л на 100 км.

Необходимое дизтопливо Украина сама производит только на 20–30% от потребностей экономики, остальное импортируется. По данным консалтинговой группы А-95, в 2020 году потребление дизтоплива в стране выросло до рекордных 7,4 млн т., из них 1,1 млн Украина произвела сама, 2,6 млн импортировала из России, еще 2,2 млн – из Белоруссии и 0,6 млн – из Литвы.

Так что время от времени возникающие споры о том, на каком топливе украинская техника передвигается в зоне конфликта вокруг непризнанных республик, более-менее бессмысленны, это может быть любая солярка или коктейль из них. Тем не менее в начале марта депутат Верховной рады Юрий Бойко твердо заявил, что украинская бронетехника ездит и воюет на дизтопливе, произведенном в России. Хотя в январе 2019 года глава Белоруссии Александр Лукашенко заявлял обратное, по его словам, бензин и дизельное топливо поставляют на Украину российские граждане, причем постоянно наращивая объемы поставок.

Аналитик компании «Финам» Алексей Коренев пояснил «НГ», что между РФ и Украиной есть договор на поставку топлива, который, возможно, допускает привлечение каких-то частных структур. Однако российские поставки идут по гражданским каналам, и как они могут попадать в украинские танки и попадают ли – неизвестно. А вот белорусские предприятия официально участвуют в тендерах в интересах ВСУ и выигрывают их. В 2018 году, например, белорусские компании выиграли тендер на поставку 7,6 тыс. т авиатоплива, а в 2020-м победителем тендера Минобороны Незалежной стала компания, которая поставляла арктическое дизтопливо белорусского производства.

В феврале 2021 года, когда началась эскалация вокруг самопровозглашенных республик ДНР–ЛНР, обострился и украино-российский «дизельгейт». Украинские власти экспроприировали «ПрикарпатЗападтранс», который эксплуатирует участок нефтепродуктопровода «Самара–Западное направление» протяженностью около 1,1 тыс. км, предназначенный для прокачки дизтоплива из России и Белоруссии для внутренних нужд Незалежной, а также для транзита в Европу, в частности в Венгрию. Контроль над этой компанией приписывали бизнесмену Виктору Медведчуку. Как стало известно 12 апреля, к конкурсу по управлению этим участком активно готовится «Укртранснафта», у которой единственной есть все необходимые лицензии.

Эксперты сразу предсказали, что в условиях экспроприации трубопровода продолжения поставок не будет, отмечая, впрочем, что его загрузка падала в последние годы: если в 2018 году импорт через «ПрикарпатЗападтранс» составил 1,9 млн т (доля в общем импорте 30,5%), то в 2019 году – 1,2 млн т (17,7%), а в 2020-м – 635 тыс. т (8,6%). Эксперты поясняли, что дизтопливо из РФ, импортируемое по «ПрикарпатЗападтрансу», замещалось поставками из белорусского Гомеля, куда поступает российское же трубопроводное топливо, которое перегружают в железнодорожные цистерны.

Белоруссия значительно нарастила в последние годы поставки топлива в Украину. Белорусский бензин, который тоже входит в список товаров двойного назначения и может использоваться в военных целях, в 2019–2020 годах занимал на местном рынке доминирующую долю: 67,7% в первой половине 2019 года и 76% – за аналогичный период в 2020 году.

После того как трейдер Proton Energy Group, поставщик дизтоплива и сжиженного газа из РФ, обеспечивающий более 20% украинского рынка этим топливом, объявил об остановке отгрузок с 1 апреля, украинские чиновники, в частности министр экономики Игорь Петрашко, заявили, что дефицита топлива не будет. А эксперты пояснили, что в стране есть большие остатки дизеля – около 150–200 тыс. т. Пойдут они в основном на заправку тракторов, так как начались весенние сельхозработы, однако нетрудно посчитать, что такого количества хватит на пару-тройку месяцев интенсивного использования танков и другой техники, скопившейся в Донбассе.

«И Киев, и Москва вводили ограничения на поставки дизеля из РФ в Украину, каждая со своей стороны. В Украине вводили ограничения против работы дизелепроводов, в России необходимо получать специальное разрешение экспортеру от правительства. На деле торговля дизелем продолжается, в том числе российский дизель поставляется в Украину через Белоруссию железнодорожным способом. Торговля шла стабильно, и даже санкции против нефтепровода, принадлежащего близким к Медведчуку структурам, серьезно расклад не меняют. Найден устраивающий всех способ: просто будет поменян трейдер с Proton Energy Group на прокси-компанию от азербайджанской Socar», – рассказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович.

По словам эксперта, пока большой войны нет, вряд ли Россия или сама Украина радикально откажутся от торговли дизелем. «Эта опция остается именно на случай масштабного военно-политического обострения, а пока его применять не будут. Украина может найти альтернативы, но тем самым перегрузит портовые мощности в Одессе, что украинской стороне не хотелось бы делать (порт нужен и для иного импорта, и для экспорта). Что же касается поставок дизеля из Белоруссии (именно белорусского производства), то Россия в крайнем случае тоже может на них повлиять через ограничение поставок нефти в Белоруссию и иные инструменты (кредиты, риторика политической поддержки Лукашенко)», – говорит Митрахович.

«Российская солярка для Украины – товар политический: больше взять топливо негде, а приходится ругать страну-источник», – добавляет политолог, специалист по вопросам стран СНГ Андрей Суздальцев. 

«Украина может столкнуться со значительными проблемами в сфере обеспечения своего рынка топливом: отказ в поставках от российской стороны грозит Украине дефицитом и, соответственно, ростом цен. Сейчас начинается посевная кампания, а, значит, резко растет спрос на дизельное топливо, – сказал «НГ» доцент кафедры экономики промышленности РЭУ имени Г.В. Плеханова Олег Каленов. – Конечно, у Украины есть определенные запасы, однако, они не безграничны.

Кроме того, с конца марта не работает Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод, а в мае на капитальный ремонт закроется Мозырский НПЗ, являющийся важнейшим белорусским поставщиком нефтепродуктов в Украину. В связи с этим, на Белоруссию особо рассчитывать не следует. Тем более в отношениях Киева и Минска все не так «гладко». Конечно, имея выход к морю, Украина может поставлять топливо из Италии, Греции и Турции, но это обойдется дороже, чем транспортировка из России».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 13.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики