Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стратегические ставки на «озеленение» мировой энергетики под вопросом

Стратегические ставки на «озеленение» мировой энергетики под вопросом

Рамочный формат Парижского соглашения не позволяет всерьез рассуждать о стратегии выхода на углеродную нейтральность даже Евросоюз

Беспрецедентные темпы научно-технического прогресса, набранные в последние десятилетия, и, казалось бы, нацеленные в конечной счете на расширение благ и степени комфорта для цивилизации, удивительным образом, синхронно и в значительной мере ущемляют мировой природный ландшафт, и по сути разрушают экологический баланс планеты. Даже революция такой вроде бы «чистой» в понимании климатологов индустрии как цифровизация, на поверку сопряжена со значительной эмиссией парниковых газов – ведь столь быстро повсеместно растущие центры хранения и обработки данных (ЦХОД) требуют и колоссальных затрат энергии на охлаждение. Не говоря уже о стремительно набирающем популярность майнинге криптоактивов (в цифровом секторе ниша майнинга и блокчейн-тахнологий бойко укрупняется). Непосредственно добыча криптовалют сопряжена с высокими энергозатратами. Причем энергоемкость сегмента растет в том числе и по причине роста удельных затрат. То есть для производства 1 биткойна (лидер по капитализации среди криптовалют) чуть ли не с каждым последующим днем необходимо тратить все больше электроэнергии.

В свете подобных тенденций, напрашивается логичный вывод – что глобальное освоение планеты, вольно или невольно, привержено пути иррациональных подходов человечества. А такие вещи, как нынешнее ставки многих форвардных экономик на курс пресловутой (но модной) декарбонизации, или же достижение рядом индустриальных стран цели углеродной нейтральности через примерно 30 лет, выглядят блекло, если брать во внимание реальные мировые тренды даже в сегменте цифровизации (не говоря уже о базовой угрозе – углеводородной энергетике, и не так давно объявленном несколькими глобальными инвестиционными группами наступлении очередного нефтяного суперцикла). Динамика развития сферы информационной индустрии настолько галопирующая, что опираться мировым лоббистам антиуглеродной концепции развития мировой энергетики на долгосрочные изыскания футурологов – заведомо провальная затея. Так как стратегические предсказания здесь – это сродни гаданию на кофейной гуще. Да и сама природа может в любой момент разом девальвировать все популистские потуги «антипотеплистов». Если, например, на планете вдруг стартует новый цикл взрывной вулканической суперактивности с масштабными выбросами тепла и пепла (а такие периоды в истории Земли ученые уже фиксировали в научных работах, исследуя керны льдов Арктики), абсолютно несоразмерных в этом контексте с общим антропогенным воздействием на мировую экосистему.

Тем не менее, амбиции руководства Евросоюза, где крен на «зеленую» энергетику давно избыточен, все запредельней – здесь даже природный газ, которому экспертами объективно отводится перспективная миссия замещать в мировой генерации уголь, планируется «ущемлять». Мартовский прогноз Еврокомиссии таков, что к 2050 году потребление газа должно снизиться на 66–71% к уровню 2015 года. И с недавних пор топливный приоритет Еврокомиссии – в упоре на продвижение водорода. Причем предпочтение здесь отводится так называемому возобновляемому водороду, который следует производить в основном с использованием энергии солнца и ветра.

Хотя само выстраивание ЕС стратегии ухода от природного газа как топлива попросту удивляет при обращении к статистике потребления сжиженного природного газа (СПГ) содружеством. Так, в 2019 году государства ЕС импортировали около 76 млн тонн СПГ, а в 2020 году – уже примерно 84. Есть и экспертные стратегические выкладки. Прошлым летом экологическая организация Global Energy Monitor (GEM) обнародовала прогноз, согласно которому объем импорта СПГ в ЕС с учетом действующей, планируемой и строящейся инфраструктуры СПГ к 2030 году может вырасти до 250 млн тонн в год. Причем ряд европейских стран и сегодня весьма активен в развитии инфраструктуры для приема СПГ.

Но что на деле покажет Европа к 2050 году на фоне неистовых устремлений к углеродной нейтральности (12 – 13 декабря 2019 года лидеры стран ЕС на заседании Европейского Совета утвердили цель достижения Европейским Союзом климатической нейтральности к 2050 году в соответствии с Парижским соглашением) с ее затухающими темпами демографии при ожидаемом завидном приросте населения в крупных странах Азии (прежде всего Индии и Китая), где пока уголь – это важнейшая составляющая в энергобалансе, и успешно справиться с задачей его замещения за 30 лет – скорей утопия. Связь с демографическими трендами здесь вовсе не случайна, а важна для сопоставления стратегических эмиссионных «вкладов» в атмосферу. То есть все усилия европейцев по декарбонизации в горизонте нескольких десятилетий способна «обнулить» даже одна Индия.

И хотя Парижское соглашение подписано ЕС, подавляющим большинством стран мира, включая Индию и КНР, ничто не мешает последним сорвать высокие цели «озеленения» энергетики, так как в пакте не прописан регламент контроля за соблюдением документа и меры принуждения его исполнять.

Китай, к примеру, уже удивил тактическим ходом. В свежем весеннем отчете GEM отражено, что в Поднебесной в 2020 году введено в строй 38,4 гигаватта (ГВт) новых угольных мощностей, в то время как во всем мире были остановлено меньшее количество потребляющих «твердое» топливо станций – их совокупный потенциал около 37,8 ГВт. Что, естественно, привело к первому глобальному увеличению добычи угля с 2015 года. Так что рассуждать сегодня о закате эпохи углеводородной энергетики не иначе как преждевременно.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Инфорос, 14.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики