Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По законам ЕС Nord Stream 2 должен быть выведен из-под норм газовой директивы – эксперт

По законам ЕС Nord Stream 2 должен быть выведен из-под норм газовой директивы – эксперт

России нужно продолжать давить на европейцев, чтобы снизить влияние газовой директивы ЕС на "Северный поток–2", считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Минэнерго РФ продолжает переговоры с Еврокомиссией по нивелированию негативного влияния поправок к газовой директиве ЕС на проект "Северный поток–2".

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в беседе с Baltnews рассказал, удастся ли России снизить влияние газовой директивы на проект.

"Я думаю, что шансы получить исключение из действия третьего энергопакета – этой газовой директивы – есть, потому что ее применение нецелесообразно. Она не развивает конкуренцию, а в законах Евросоюза написано, что если применение антимонопольного законодательства нецелесообразно, то нужно сделать исключение. Поэтому нужно требовать от европейцев, чтобы они выполнили собственные законы. Да, это будет непросто, но шансы есть", – отметил эксперт.

По его словам, все прекрасно понимают, что к антимонопольному регулированию распространение газовой директивы на морскую часть газопровода отношения не имеет.

"В общем-то, никакой конкуренции в результате применения газовой директивы к морской части газопровода не возникнет. Вот что, по сути, произошло. Европейцы распространили эту газовую директиву на морскую часть газопровода, и она начинает действовать там, где начинается граница ЕС. А она находится в 12 морских милях от берега Германии. То есть там, где-то на дне Балтийского моря начинается Европа, и, получается, в этой точке в трубу должны входить какие-то альтернативные поставщики, кроме "Газпрома", – рассказал Юшков.

Он объяснил, что на территории РФ на входе в газопровод эти альтернативные поставщики войти не могут из-за федерального закона об экспорте газа:

"В этом законе говорится, что монополией на экспорт трубопроводного газа обладает собственная газотранспортная система, то есть "Газпром". Получается следующая ситуация – на входе в трубу на территории России конкуренции быть не может, а в 12 милях на дне Балтийского моря – она и вовсе чисто физически возникнуть не может".

"Там никакие другие газопроводы не подсоединяются к "Северному потоку–2", там даже СПГ-терминалов нет. Даже на примере "Северного потока–1" можно понять, что никакой конкуренции нет. Он работает с 2011 года, и никто за это время не построил другой газопровод в точку выхода на берег "Северного потока–1", поэтому применение газовой директивы даже к сухопутной части – и то является абсурдом", – подчеркнул эксперт.

По его мнению, распространение газовой директивы на морскую часть "Северного потока–2" – де-факто являлось санкциями для того, чтобы девальвировать инвестиции, сделанные в проект пятью западными компаниями.

"Эти западные компании дали 4,5 млрд евро на реализацию данного проекта. Поэтому цель распространения этой газовой директивы – чтобы эти компании сами добровольно бросили проект и ушли, а "Газпром" был вынужден отказаться от его строительства. То есть компании должно было напугать, что они за свои деньги получат не 55 млрд кубов транзита возможной прокачки газа, а только 2,5", – заключил Юшков.

О газовом проекте

"Северный поток–2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России через Балтийское море до Германии. Против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ (СПГ), а также Украина и ряд европейских стран.

В мае 2020 года Федеральное сетевое агентство Германии отказало Nord Stream 2 AG в освобождении "Северного потока–2" от требований обновленной газовой директивы ЕС. Согласно решению регулятора, газопровод не успели достроить к 23 мая 2019 года, в итоге он подпадает под вступившие в силу поправки с нормами третьего энергопакета Евросоюза.

Также директива требует, чтобы входящий на территорию Евросоюза трубопровод либо заполнял частично альтернативный поставщик, либо его часть, пролегающая по территории союза, принадлежала третьей компании. В свою очередь Nord Stream 2 AG подала иск в суд Дюссельдорфа на это решение.

Источник: Baltnews.ee, 14.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики