Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > По законам ЕС Nord Stream 2 должен быть выведен из-под норм газовой директивы – эксперт

По законам ЕС Nord Stream 2 должен быть выведен из-под норм газовой директивы – эксперт

России нужно продолжать давить на европейцев, чтобы снизить влияние газовой директивы ЕС на "Северный поток–2", считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Минэнерго РФ продолжает переговоры с Еврокомиссией по нивелированию негативного влияния поправок к газовой директиве ЕС на проект "Северный поток–2".

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков в беседе с Baltnews рассказал, удастся ли России снизить влияние газовой директивы на проект.

"Я думаю, что шансы получить исключение из действия третьего энергопакета – этой газовой директивы – есть, потому что ее применение нецелесообразно. Она не развивает конкуренцию, а в законах Евросоюза написано, что если применение антимонопольного законодательства нецелесообразно, то нужно сделать исключение. Поэтому нужно требовать от европейцев, чтобы они выполнили собственные законы. Да, это будет непросто, но шансы есть", – отметил эксперт.

По его словам, все прекрасно понимают, что к антимонопольному регулированию распространение газовой директивы на морскую часть газопровода отношения не имеет.

"В общем-то, никакой конкуренции в результате применения газовой директивы к морской части газопровода не возникнет. Вот что, по сути, произошло. Европейцы распространили эту газовую директиву на морскую часть газопровода, и она начинает действовать там, где начинается граница ЕС. А она находится в 12 морских милях от берега Германии. То есть там, где-то на дне Балтийского моря начинается Европа, и, получается, в этой точке в трубу должны входить какие-то альтернативные поставщики, кроме "Газпрома", – рассказал Юшков.

Он объяснил, что на территории РФ на входе в газопровод эти альтернативные поставщики войти не могут из-за федерального закона об экспорте газа:

"В этом законе говорится, что монополией на экспорт трубопроводного газа обладает собственная газотранспортная система, то есть "Газпром". Получается следующая ситуация – на входе в трубу на территории России конкуренции быть не может, а в 12 милях на дне Балтийского моря – она и вовсе чисто физически возникнуть не может".

"Там никакие другие газопроводы не подсоединяются к "Северному потоку–2", там даже СПГ-терминалов нет. Даже на примере "Северного потока–1" можно понять, что никакой конкуренции нет. Он работает с 2011 года, и никто за это время не построил другой газопровод в точку выхода на берег "Северного потока–1", поэтому применение газовой директивы даже к сухопутной части – и то является абсурдом", – подчеркнул эксперт.

По его мнению, распространение газовой директивы на морскую часть "Северного потока–2" – де-факто являлось санкциями для того, чтобы девальвировать инвестиции, сделанные в проект пятью западными компаниями.

"Эти западные компании дали 4,5 млрд евро на реализацию данного проекта. Поэтому цель распространения этой газовой директивы – чтобы эти компании сами добровольно бросили проект и ушли, а "Газпром" был вынужден отказаться от его строительства. То есть компании должно было напугать, что они за свои деньги получат не 55 млрд кубов транзита возможной прокачки газа, а только 2,5", – заключил Юшков.

О газовом проекте

"Северный поток–2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России через Балтийское море до Германии. Против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ (СПГ), а также Украина и ряд европейских стран.

В мае 2020 года Федеральное сетевое агентство Германии отказало Nord Stream 2 AG в освобождении "Северного потока–2" от требований обновленной газовой директивы ЕС. Согласно решению регулятора, газопровод не успели достроить к 23 мая 2019 года, в итоге он подпадает под вступившие в силу поправки с нормами третьего энергопакета Евросоюза.

Также директива требует, чтобы входящий на территорию Евросоюза трубопровод либо заполнял частично альтернативный поставщик, либо его часть, пролегающая по территории союза, принадлежала третьей компании. В свою очередь Nord Stream 2 AG подала иск в суд Дюссельдорфа на это решение.

Источник: Baltnews.ee, 14.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики