Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Модель «зеленого» СПГ создает риски традиционной энергетике

Модель «зеленого» СПГ создает риски традиционной энергетике

Для получения «зеленого» СПГ существует много решений, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Total и Siemens двигаются в сторону «зеленого» СПГ

Компании Total и Siemens Energy подписали соглашение по разработке устойчивых решений, направленных на сокращение выбросов CO2. Основное внимание уделят сжижению газа и применяемой в данном процессе электрогенерации. 

Партнеры собираются объединить технологические наработки для создания новых промышленных решений.

Целью является получение технологий по сжиганию водорода в газовых турбинах и по промышленному производству СПГ на основе полностью электрифицированного процесса с интеграцией в него возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Арно Брейяк из компании Total считает, что сотрудничество с Siemens Energy принесет пользу французскому нефтегазовому гиганту и сократит объемы углеродного следа в его проектах. Этому помогут серьезные наработки Siemens в области ВИЭ. 

Развитие низкоуглеродного СПГ, как считают в Total, удовлетворит спрос на энергию и снизит углеродоемкость потребляемых энергоносителей. Процесс необходим для сохранения использования СПГ в европейском энергопереходе.

«Зеленая сделка» создает проблемы традиционной энергетике

Французы и немцы ищут пути, чтобы встроиться в новую энергетическую политику ЕС, которая основана на «Зеленом пути» (Green Deal), угрожающем нефти, газу и углю, т. е. традиционной энергетике.

Решимость ЕС реализовать эту линию очевидна, но понятно и то, что энергопереход невозможен без задействования нефти и газа.

Современные ВИЭ экономически нерентабельны – они привели к пиковым ценам на электричество в ФРГ и Дании, и неэффективны – морозы 2020-2021 годов обернулись тем, что многие солнечные батареи и ветряки в Европе вышли из строя. 

Однако в ЕС выстраивают политику на основе ценностей, которые объявили войну традиционной энергетике.

С одной стороны, здесь заложена модернизация экономики за счет новых технологических решений, но с другой – имеются непоследовательные действия, снижающие экономический потенциал ЕС, из-за чего компании вынуждены искать пути для их обхода.

Так появилась идея низкоуглеродного, или «зеленого», СПГ. Снизить выбросы CO2 за счет манипуляций с СПГ невозможно – сырье можно назвать «зеленым», «голубым» или «розовым», но его физико-химические свойства останутся прежними.

Возможно совершенствование технологий добычи, доставки и использования газа, но и в этом процессе есть предел, из-за чего энергетики придумали модель «зеленого» СПГ. Недавно такой поставкой рынок порадовали компании Shell и «Газпром», продавшие судно с «зеленым» СПГ, однако загружено оно было на заводе «Сахалин-2», где производственный процесс не менялся.

Под видом «зеленого» СПГ понимается экономическая модель, когда компании производят стандартное топливо и одновременно компенсируют экологические издержки – либо за счет прямых или косвенных вложений в экологию, либо путем использования ВИЭ. 

Siemens Energy является технологическим лидером в производстве ветряков в ЕС, чем и вызван интерес со стороны Total.

Модель «зеленого» СПГ искусственна

«Существует несколько вариантов декарбонизации СПГ и убирания из него углеродного следа. В первую очередь это уменьшение выбросов CO2 во время производства сжиженного газа. Согласно методологии ЕС, еще есть выбросы CO2 при добыче и доставке газа по газопроводам. В случае с «Ямал СПГ-2», где участвует Total, газопровода нет, так что там нужно делать ставку на добычу», – заключает Юшков.

«Новатэк» делает заявления о планах по снижению выброса CO2 в атмосферу, но пока это элемент пиара.

«Для производства СПГ необходимо много электроэнергии. Для завода строится электростанция, которая дает энергию, охлаждающую и сжижающую газ. Данные объекты можно создавать либо на основе ВИЭ, либо, как утверждают в «Новатэке», используя водород, хотя про него там говорится ради пиара, но теоретически это возможно», – констатирует Юшков.

Однако непонятно, где взять столько водорода: его промышленного производства в мире до сих пор нет. Водород, как и «зеленый» СПГ, является мифическим персонажем современной энергетики. Его планируют производить при помощи газа, атома и даже угля.

«Существует и более жизненный способ – использование обычных электростанций при одновременном улавливании CO2 из атмосферы и закачивании его в почву. Если компания не собирается этого делать, она может профинансировать схожие проекты или купить квоту на мировом рынке, где товаром станет позитивный экологический эффект», – резюмирует Юшков

Способов действий здесь великое множество, но экономический эффект один: повышение стоимости производства СПГ.

«Благодаря этому рентабельность СПГ снизится по отношению к ВИЭ. Возможно, для этого все и делается: компании – производители СПГ могут так нагрузиться, что их сырье перестанет быть конкурентоспособным», – заключает Юшков.

Европейские энергогиганты прекрасно осознают эту тенденцию и для ее обхода пытаются придумать ходы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 14.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики