Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия делает ставку на водород

Россия делает ставку на водород

Какую нишу может занять отечественное альтернативное топливо на рынке

Российские власти планируют зарабатывать до $100 млрд в год на экспорте водорода. Такие цели Минэнерго ставит к 2050 году. Сейчас, по словам собеседников “Ъ FM”, Россия практически не поставляет водород за рубеж, производя около 5 млн тонн в год. Однако власти намерены в ближайшие десятилетия занять значительную долю развивающегося рынка. Как сообщает РБК со ссылкой на концепцию развития водородной энергетики, к 2024 году власти готовятся нарастить экспорт минимум до 200 тыс. тонн в год, максимум — 1 млн тонн водорода, что принесет бюджету до $3 млрд. К 2035 году поставки должны достигнуть от 3 до 7 млн тонн, с доходами до $21 млрд.

Ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович подчеркивает, что рынок водорода еще не развит, существует множество видов топлива, в зависимости от способа производства: «Мы можем производить разный водород, но наша основа — это газ. Достичь успеха у нас получится, если получится убедить традиционных покупателей, что водород, произведенный из газа — голубой и экологически безопасный.

Евросоюз этого делать не хочет. Мы предлагаем другие варианты. Давайте будем производить путем электролиза желтый водород, используя энергию атомных станций, потому что в атомной энергетике Россия — одна из лидеров. Проблема в том, что ЕС может упереться рогом и сказать, что им это не подходит, а подходит только водород, который делается с помощью электричества, полученного на возобновляемых источниках энергии.

Продавать до 1 млн тонн к 2024 году — это очень мало. Это начальная стадия. Однако полноценный рынок еще не сформирован не только в России, но и на Западе. Но тут есть хотя бы какой-то вариант приспособиться к новым реалиям. Атом, водород, поглощающая способность лесов — вот наша адаптация к энергопереходу. Наверное, это лучше чем ничего. Но мне пока не верится, что получится быстро влезть в водородную сферу и стать лидерами. Если получится убедить покупателей, что наш водород им подходит, то можно задействовать и новые европейские трубопроводы: "Северный поток-2", отчасти даже "Ямал — Европа". Это будет неплохой вариант.

Можно попробовать договориться о поставках газа по "Северному потоку", а в Германии этот газ на месте перерабатывать в водород. Но для этого требуются очень масштабные переговоры, которые будут зависеть от политической конъюнктуры.

Европейцы не соглашаются на этот вид водорода из-за идеологической позиции, скорее всего. В Европе вера в "зеленые проекты" стала напоминать какой-то идеологический и религиозный сюжет. Но они могут и поменять свою точку зрения. История с биотопливом уже была переосмыслена в Евросоюзе. Я думаю, что российская позиция в том, что с ЕС получится договориться. Возможно, Европа и сама будет вынуждена поменять точку зрения. Если не сейчас, то через какое-то время».

Ожидается, что в будущем на водороде будут работать, к примеру, автомобили и теплоэлектростанции. Как подчеркивают в Минэнерго, к 2030 году Россия намерена занять 20% всего рынка водорода. Однако его объемы будут зависеть от развития инфраструктуры, подчеркивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Если смешивать водород с метаном, то переделывать газопроводы и не надо. Европейцы предполагают, что на первом этапе энергоперехода они проведут модернизацию турбин на тепловых, газовых электростанциях, и эти турбины смогут сжигать метан, смешанный с водородом. При этом водорода в смеси должно быть до 30%.

Такие турбины сейчас активно разрабатывают все основные производители. Транспортная структура, если и изменится, то минимально. Если мы говорим про водородные автомобили, то нужна инфраструктура для заправок. Все АЗС тогда придется переделывать и подводить к ним газопроводы, по которым будет качаться водород.

А вот для автомобилестроения придется начинать все с нуля. В России, кстати, переводят машины на газовую смесь уже давно. Народ таким способом экономит. С водородом так не получится.

Здесь абсолютно новый автомобиль. Переделывать придется всю начинку и двигатель, поэтому план отказа от двигателя внутреннего сгорания сейчас выглядит очень смело. Европейские страны в этом смысле идут в авангарде и смогут создать хоть какой-то рынок водорода лет за 10. У нас эта индустрия страдает как экспортоориентированная».

К 2024 году российские власти планируют открыть четыре кластера производства водорода — Северо-Западный, Восточный, Арктический и Южный. В качестве пилотного проекта «Росатом» планирует к лету этого года начать поставки водорода в Японию. По заявлению корпорации, Россия способна обеспечить до 40% спроса Токио.

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 15.04.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики