Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия делает ставку на водород

Россия делает ставку на водород

Какую нишу может занять отечественное альтернативное топливо на рынке

Российские власти планируют зарабатывать до $100 млрд в год на экспорте водорода. Такие цели Минэнерго ставит к 2050 году. Сейчас, по словам собеседников “Ъ FM”, Россия практически не поставляет водород за рубеж, производя около 5 млн тонн в год. Однако власти намерены в ближайшие десятилетия занять значительную долю развивающегося рынка. Как сообщает РБК со ссылкой на концепцию развития водородной энергетики, к 2024 году власти готовятся нарастить экспорт минимум до 200 тыс. тонн в год, максимум — 1 млн тонн водорода, что принесет бюджету до $3 млрд. К 2035 году поставки должны достигнуть от 3 до 7 млн тонн, с доходами до $21 млрд.

Ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович подчеркивает, что рынок водорода еще не развит, существует множество видов топлива, в зависимости от способа производства: «Мы можем производить разный водород, но наша основа — это газ. Достичь успеха у нас получится, если получится убедить традиционных покупателей, что водород, произведенный из газа — голубой и экологически безопасный.

Евросоюз этого делать не хочет. Мы предлагаем другие варианты. Давайте будем производить путем электролиза желтый водород, используя энергию атомных станций, потому что в атомной энергетике Россия — одна из лидеров. Проблема в том, что ЕС может упереться рогом и сказать, что им это не подходит, а подходит только водород, который делается с помощью электричества, полученного на возобновляемых источниках энергии.

Продавать до 1 млн тонн к 2024 году — это очень мало. Это начальная стадия. Однако полноценный рынок еще не сформирован не только в России, но и на Западе. Но тут есть хотя бы какой-то вариант приспособиться к новым реалиям. Атом, водород, поглощающая способность лесов — вот наша адаптация к энергопереходу. Наверное, это лучше чем ничего. Но мне пока не верится, что получится быстро влезть в водородную сферу и стать лидерами. Если получится убедить покупателей, что наш водород им подходит, то можно задействовать и новые европейские трубопроводы: "Северный поток-2", отчасти даже "Ямал — Европа". Это будет неплохой вариант.

Можно попробовать договориться о поставках газа по "Северному потоку", а в Германии этот газ на месте перерабатывать в водород. Но для этого требуются очень масштабные переговоры, которые будут зависеть от политической конъюнктуры.

Европейцы не соглашаются на этот вид водорода из-за идеологической позиции, скорее всего. В Европе вера в "зеленые проекты" стала напоминать какой-то идеологический и религиозный сюжет. Но они могут и поменять свою точку зрения. История с биотопливом уже была переосмыслена в Евросоюзе. Я думаю, что российская позиция в том, что с ЕС получится договориться. Возможно, Европа и сама будет вынуждена поменять точку зрения. Если не сейчас, то через какое-то время».

Ожидается, что в будущем на водороде будут работать, к примеру, автомобили и теплоэлектростанции. Как подчеркивают в Минэнерго, к 2030 году Россия намерена занять 20% всего рынка водорода. Однако его объемы будут зависеть от развития инфраструктуры, подчеркивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Если смешивать водород с метаном, то переделывать газопроводы и не надо. Европейцы предполагают, что на первом этапе энергоперехода они проведут модернизацию турбин на тепловых, газовых электростанциях, и эти турбины смогут сжигать метан, смешанный с водородом. При этом водорода в смеси должно быть до 30%.

Такие турбины сейчас активно разрабатывают все основные производители. Транспортная структура, если и изменится, то минимально. Если мы говорим про водородные автомобили, то нужна инфраструктура для заправок. Все АЗС тогда придется переделывать и подводить к ним газопроводы, по которым будет качаться водород.

А вот для автомобилестроения придется начинать все с нуля. В России, кстати, переводят машины на газовую смесь уже давно. Народ таким способом экономит. С водородом так не получится.

Здесь абсолютно новый автомобиль. Переделывать придется всю начинку и двигатель, поэтому план отказа от двигателя внутреннего сгорания сейчас выглядит очень смело. Европейские страны в этом смысле идут в авангарде и смогут создать хоть какой-то рынок водорода лет за 10. У нас эта индустрия страдает как экспортоориентированная».

К 2024 году российские власти планируют открыть четыре кластера производства водорода — Северо-Западный, Восточный, Арктический и Южный. В качестве пилотного проекта «Росатом» планирует к лету этого года начать поставки водорода в Японию. По заявлению корпорации, Россия способна обеспечить до 40% спроса Токио.

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 15.04.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики