Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У России обнаружились водородные преимущества

У России обнаружились водородные преимущества

В правительстве пока не представляют сценарий перехода к безуглеродной экономике

 

Новая статья вице-премьера Александра Новака о водородной энергетике показывает, что в правительстве пока не представляют, как именно глобальная экономика будет переходить к низкоуглеродной модели. И какую роль в этом переходе будет играть производство водорода. Тем не менее чиновник заявляет о планах сделать Россию мировым лидером по производству и экспорту водорода. В качестве конкурентных преимуществ нашей страны Новак называет «научный задел в сфере производства», а также «генерирующие мощности». 

Движение крупнейших экономик мира к новой низкоуглеродной модели не вызывает сомнений. По этому пути идут не только Европа и США, но и Китай. В середине марта этого года председатель КНР Си Цзиньпин объявил о новой политике Китая – сокращении углеродной эмиссии с 2030 года и достижении полной углеродной нейтральности до 2060 года (см. НГ от 17.03.21). Однако полной технологической ясности в деталях этого глобального перехода пока нет. Весьма вероятно, что заметную роль в движении к углеродной нейтральности будет занимать использование водорода в качестве топлива. Так, европейский концерн Airbus осенью прошлого года пообещал в 2035 году поднять в воздух принципиально новые авиалайнеры с водородными двигателями и нулевыми выбросами загрязнений (см.НГ от 22.09.20). Кстати, пионером водородной авиации был СССР, где в 1988-м взлетел Ту-155 с водородным двигателем. Однако экономическая эффективность современных водородных технологий на сегодняшний день вызывает большие сомнения. Производство водорода – это дорогое удовольствие. Хранение, заправка и обеспечение безопасности при использовании водорода также значительно увеличивают издержки.

«В настоящее время мировые эксперты не пришли к единому мнению о потенциальных объемах мирового рынка водорода. Диапазон оценок глобального спроса на водород к 2050 году колеблется в пределах от нескольких десятков до почти 700 млн т в год», – пишет вице-премьер Новак в журнале «Энергетическая политика». По его словам, сегодня конкурируют два возможных сценария дальнейшего развития водородной энергетики: формирование глобального рынка с крупнотоннажными перевозками энергоресурса от центров производства к центрам потребления, по аналогии с рынками нефти и сжиженного природного газа, или же локальное сосредоточение производства и потребления водорода в рамках отдельных стран или небольших регионов.

И хотя в сценариях водородного будущего пока полный туман, Россия готова экспериментировать с экспортом этого топлива будущего. Так, Росатом разрабатывает технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта поставок водорода из России в Японию. Этот эксперимент идет в рамках подписанного в 2019 году соглашения о сотрудничестве совместно с Агентством по природным ресурсам и энергетике Японии. «В случае его успеха можно будет говорить о реализации масштабного проекта организации глобальной цепочки поставок водорода, а в будущем – о формировании уникального низкоуглеродного водородного кластера, цена на водород в котором будет интересна для потенциальных партнеров», – предполагает Новак.

Россия собирается начать сотрудничество в сфере водородных технологий и с Германией. Российско-германская декларация о намерениях между Минэнерго РФ и Федеральным министерством экономики и энергетики ФРГ о сотрудничестве в сфере устойчивой энергетики, по словам Новака, находится «в высокой степени готовности». Предусматривается создание рабочей группы высокого уровня по устойчивой энергетике под председательством министров энергетики России и Германии и входящей в ее состав подгруппы по сотрудничеству в сфере водородной энергетики.

Наша страна обладает важными конкурентными преимуществами, считает вице-премьер. К ним он относит значительный энергетический потенциал и ресурсную базу, генерирующие мощности, географическую близость к потенциальным потребителям водорода, научный задел в сфере производства, транспортировки и хранения водорода, а также действующую транспортную инфраструктуру. Новак напоминает, что в октябре прошлого года правительство утвердило «дорожную карту» по развитию водородной энергетики до 2024 года. «В настоящее время подготовлен проект Концепции развития водородной энергетики, в котором сформулированы приоритеты развития водородной энергетики с определением краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей», – сообщает Александр Новак.

«НГ» уже писала о значительной разнице между технологиями производства водорода – «чистого», «зеленого» или «голубого» (см. НГ от 02.02.21). Российский топливный комплекс пытается вписаться в переход мировой экономики на водородное топливо, которое должно заменить сжигание углеводородов. Отечественные нефтегазовые компании в принципе готовы производить «голубой» водород из своего ископаемого топлива. Но альтернативные технологии производства «зеленого» водорода через разложение воды за счет энергии солнца российским энергетикам категорически не нравятся. Поскольку «зеленый» водород сделает ненужной всю традиционную инфраструктуру нефтегазовых отраслей.

«Для получения 1 куб. м водорода методом пиролиза метана требуется всего 0,7–3,3 кВт-ч, а для электролиза – 2,5–8 кВт-ч. Если эти технологии довести до промышленного уровня, то себестоимость его производства снизится. Но в Евросоюзе склоняются к использованию в перспективе только «чистого» водорода. Однако в ближайшие 15–20 лет себестоимость такого водорода будет выше «серого» с углеродным следом в 4–6 раз. Пока еще нигде в мире не существует специализированных предприятий по производству чистого водорода из природного газа на промышленном уровне», – напоминает Александр Тимофеев, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова. Россия очень богата природным газом, и именно производство водорода из природного газа признается перспективным и экономически оправданным способом, считает эксперт.

«Сейчас около 80% производимого водорода – это «серый» водород, который производится из метана для нефтеперерабатывающих заводов. Многие нефтяные экспортеры задумались о реализации проектов «зеленого» водорода методом электролиза с помощью «чистой» энергетики, или «голубого» методом улавливания углекислого газа. Нефтяные страны надеются, что смогут масштабировать уже отработанные проекты и оставаться основными поставщиками энергоносителей. Водород можно смешивать с природным газом и поставлять в таком виде в Европу. В дальнейшем можно использовать газовую инфраструктуру для поставок «зеленого» аммиака», – объясняет Виталий Громадин, старший аналитик «БКС Мир инвестиций».

«В России много газа и относительно дешевой атомной энергии. Соответственно, если мы убедим наших партнеров, что «голубой» или «желтый» водород для них приемлем – то займем место на экспортном рынке. Но если Европа захочет получать только «зеленый» водород, то шансов у нас мало. Однако и Евросоюз может поменять свою позицию, что ему нужен исключительно «зеленый» водород из возобновляемых источников энергии. Такое уже наблюдалось в отношении к биотопливу, . интерес к которому за 15 лет спал», - считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. Перспективы России для участия в энергетическом переходе эксперт видит в атомной энергетике, в посадках новых лесов, а также продвижение «голубого» и «желтого» водорода в сочетании с природным газом.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 15.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики