Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром» снижает долю на европейском рынке

«Газпром» снижает долю на европейском рынке

Российская газовая монополия, используя свои данные и расчеты CERA, а также отчетность конкурентов, объявила о количественных показателях снижения своей доли на рынке европейских стран и Турции в 2009 «кризисном» году. Доля российского концерна составила 26,3% против 28,4% в 2008 году. Объем же продаж соперничающих с «Газпромом» компаний на европейском рынке показывает тенденцию к увеличению. Доля норвежской Statoil выросла в 2009 году по сравнению с 2008 г. с 17,5% до 18,5%, а катарской Qatargas — с 1,4% до 3,5%. Правда, доля алжирской Sonatrach показала падение с 9,9% до 9,6%. Потеря «Газпромом» доли в 2,1% на европейском рынке в денежном выражении составляет около 3 млрд долларов недополученной выручки.

Показатели не слишком приятные, но в их оценке стоит избегать крайних позиций. Разумеется, падение доли «Газпрома» не означает, что Европа на деле успешно реализует некий план по избавлению от зависимости от российского газа. Увеличивающаяся же доля Катара велика в процентах от изначальных позиций этой арабской страны на европейском рынке, однако в смысле абсолютного объема катарские поставки даже близко не подходят к российским (даже после планируемого запуска новых заводов СПГ), не меняя стратегический расклад сил. К тому же Доха вряд ли захочет продолжать курс на продажу газа по относительно невысоким ценам — на самом деле она с нетерпением ждет повышения спотовых цен, что и должно произойти после преодолений европейской экономикой последствий мирового экономического кризиса. А повышение спотовых цен, в свою очередь, должно вернуть интерес к трубопроводному газу «Газпрома», продаваемого по долгосрочным контрактам.

С другой стороны, нельзя игнорировать сам факт «проседания» «Газпрома» на европейском рынке. Это действительно важный сигнал, свидетельствующих о сохранении как минимум двух неприятных для РФ тенденций. Во-первых, «Газпром» действительно так и сумел найти адаптивную линию поведения на рынке европейских стран, в том числе в сфере гибкого ценообразования в условиях меняющейся экономической конъюнктуры. А это приводит к недополученной выгоде. Во-вторых, стремление европейских государств при первой же возможности переключаться на любых иных поставщиков, помимо «Газпрома» (на тех же норвежцев или катарцев) показывает, что отношения ЕС и РФ страдают от очень низкого уровня доверия и взаимных опасений. Statoil не боятся, а «Газпрома» — де-факто опасаются, даже если не говорят об этом публично. Этот момент необходимо учитывать с точки зрения долгосрочных перспектив работы как российского газового концерна, так и с точки зрения долгосрочных перспектив российско-европейских отношений в целом.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики