Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > «Газпром» снижает долю на европейском рынке

«Газпром» снижает долю на европейском рынке

Российская газовая монополия, используя свои данные и расчеты CERA, а также отчетность конкурентов, объявила о количественных показателях снижения своей доли на рынке европейских стран и Турции в 2009 «кризисном» году. Доля российского концерна составила 26,3% против 28,4% в 2008 году. Объем же продаж соперничающих с «Газпромом» компаний на европейском рынке показывает тенденцию к увеличению. Доля норвежской Statoil выросла в 2009 году по сравнению с 2008 г. с 17,5% до 18,5%, а катарской Qatargas — с 1,4% до 3,5%. Правда, доля алжирской Sonatrach показала падение с 9,9% до 9,6%. Потеря «Газпромом» доли в 2,1% на европейском рынке в денежном выражении составляет около 3 млрд долларов недополученной выручки.

Показатели не слишком приятные, но в их оценке стоит избегать крайних позиций. Разумеется, падение доли «Газпрома» не означает, что Европа на деле успешно реализует некий план по избавлению от зависимости от российского газа. Увеличивающаяся же доля Катара велика в процентах от изначальных позиций этой арабской страны на европейском рынке, однако в смысле абсолютного объема катарские поставки даже близко не подходят к российским (даже после планируемого запуска новых заводов СПГ), не меняя стратегический расклад сил. К тому же Доха вряд ли захочет продолжать курс на продажу газа по относительно невысоким ценам — на самом деле она с нетерпением ждет повышения спотовых цен, что и должно произойти после преодолений европейской экономикой последствий мирового экономического кризиса. А повышение спотовых цен, в свою очередь, должно вернуть интерес к трубопроводному газу «Газпрома», продаваемого по долгосрочным контрактам.

С другой стороны, нельзя игнорировать сам факт «проседания» «Газпрома» на европейском рынке. Это действительно важный сигнал, свидетельствующих о сохранении как минимум двух неприятных для РФ тенденций. Во-первых, «Газпром» действительно так и сумел найти адаптивную линию поведения на рынке европейских стран, в том числе в сфере гибкого ценообразования в условиях меняющейся экономической конъюнктуры. А это приводит к недополученной выгоде. Во-вторых, стремление европейских государств при первой же возможности переключаться на любых иных поставщиков, помимо «Газпрома» (на тех же норвежцев или катарцев) показывает, что отношения ЕС и РФ страдают от очень низкого уровня доверия и взаимных опасений. Statoil не боятся, а «Газпрома» — де-факто опасаются, даже если не говорят об этом публично. Этот момент необходимо учитывать с точки зрения долгосрочных перспектив работы как российского газового концерна, так и с точки зрения долгосрочных перспектив российско-европейских отношений в целом.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики