Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прямые контакты: у Лукашенко и Путина схожий взгляд на Донбасс

Прямые контакты: у Лукашенко и Путина схожий взгляд на Донбасс

В ходе открытой части переговоров президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин обсудили процесс интеграции и заявление Украины об отказе работать на минской площадке.

Какие проблемы пока мешают построить Союзное государство и возможно ли перенести контактную группу по Донбассу из Минска, узнавала корреспондент Sputnik Мария Науменко.

Лукашенко поддержал позицию России по Донбассу

В начале переговоров лидеров России и Беларуси зашла речь об урегулировании конфликта в Донбассе. Ранее глава Украины Владимир Зеленский в видеообращении по ситуации с безопасностью в стране предложил президенту РФ "встретиться в любой точке украинского Донбасса, где идет война".

"Возникает вопрос: мы что хотим обсуждать на этой встрече? Если речь идет об обсуждении проблем Донбасса, то тогда в первую очередь руководство Украины должно встречаться с руководителями республик ЛНР и ДНР, а уже потом - обсуждать эти проблемы с представителями третьих стран. Которой в данном случае является Россия", - прокомментировал Путин.

При этом российский президент добавил, что готов принять Зеленского в Москве в любое удобное время, "если речь идет о развитии двусторонних отношений".

Лукашенко поддержал позицию коллеги, отметив, если речь идет о разговоре о Донбассе, то власти Украины должны начать со встреч с представителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик.

"Если они (руководство Украины - Sputnik) хотят с Донбассом разговаривать, можно и в Донбассе. Пусть встречаются, правильно? Это же их дело, с ними пусть встречается там, в Донбассе", - обратился Лукашенко к Путину.

Кроме того, по словам белорусского президента, смена площадки переговоров по урегулированию в Донбассе требует согласия со стороны всех участников, вовлеченных в этот процесс. Он также выразил мнение, что стремление Киева сменить локацию говорит о намерении "похоронить" Минские соглашения.

"Смена площадки действительно должна происходит с согласия всех участников, и нежелание Киева должно быть соответствующим образом аргументировано", - считает руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.

Киев делает вид, что он в минской площадке не заинтересован, подчеркивает собеседник Sputnik. И подчеркивает, что со стороны Украины было лишь вербальное заявление, и официального отказа Киева пока нет.

Ранее глава делегации Украины в контактной группе Леонид Кравчук заявил, что допускает перенос площадки для переговоров по урегулированию в Донбассе из Беларуси в Швецию, если возможность вести диалог в Минске из-за акций протеста оппозиции пропадет.

Нефть, газ и таможенное регулирование

Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что для построения Союзного государства сделано немало, особенно, в социальной сфере. Граждане России и Беларуси пользуются равными правами в пенсионном обеспечении, трудоустройстве и здравоохранении.

Но остаются и нерешенные вопросы. Лукашенко заявил, что Минск и Москва согласовали 26-27 дорожных карт по интеграции на уровне правительств, осталось еще 2-3 серьезные программы экономического характера, в том числе по налогообложению.

"На границе Беларуси и России сталкиваются разные таможенные пространства, разные модели регулирования. Но и, конечно, учитывая, что у нас разный набор экспортно-импортной номенклатуры, возникают противоречия по взаимозачету тех или иных товарных позиций", - рассуждает доктор экономических наук Николай Межевич.

Собеседник Sputnik добавил, что некоторые товары, оказавшиеся в Беларуси, дальше перемещаются фактически бесконтрольно на территорию России.

Также эксперт предполагает, что во время встречи президентов в том числе речь шла и о несогласованных направлениях в машиностроении и финансовых потоках, связанных с акцизами на нефть и газ.

В нефтегазовой сфере основные разногласия заключаются в претензии Беларуси по поводу российского налогового маневра, объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Это постепенное снижение экспортной пошлины и одновременное увеличение налога на добычу полезных ископаемых.

"Простыми словами – налоговая нагрузка перекладывается на скважину. И к 2024 году добытая нефть сразу обретает мировую цену, что в России, что в Европе цена на нефть будет одинаковой", - говорит Юшков.

Для того, чтобы из более дорогой нефти не получался более дорогой бензин, Россия из своего бюджета выплачивает деньги нефтеперерабатывающим заводам. В свою очередь, российские предприятия делают скидку на топливо для внутренних потребителей.

"Сейчас Минск покупает российскую нефть без пошлины, то есть дешевле, чем она стоит на мировом рынке. А к 2024 году белорусам придется платить по мировой цене", - комментирует эксперт.

Юшков поясняет: Минск хочет, чтобы Москва выплачивала белорусским нефтеперерабатывающим заводам компенсацию, чтобы и в республике был дешевый бензин. Однако Москва считает, что такие выплаты должны производиться из бюджета Беларуси.

Кроме того, РБ просит, чтобы РФ продавала газ по таким ценам, которые поступают в Брянскую, Смоленскую область, это ниже 100 долларов за тысячу кубов. Газпром продает Беларуси газ по 129 долларов за тысячу кубов. Это тоже низкая цена для всех внешних потребителей, но Беларусь хочет еще меньше, заключил Юшков.

Источник: Sputnik Беларусь, 22.04.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики