Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство готовится ограничивать экспорт бензина

Правительство готовится ограничивать экспорт бензина

Правительство готовится вводить ограничения на экспорт бензина, чтобы останавливать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Минэнерго готовит проекты актов об установлении временного экспорта отдельных видов нефтепродуктов. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на протокол совещания у вице-премьера Александра Новака. Правительство собирается включить бензин в список товаров, которые важны для внутреннего рынка и в отношении которых могут в исключительных случаях вводить ограничения на экспорт.

Управляющий партнер юркомпании «Позиция права» Егор Редин рассказал «Коммерсанту», что правительственное решение позволит оперативно вводить ограничения в будущем. Сам Александр Новак, как сообщал Reuters, говорил, что такая мера может быть необходима во время роста спроса — во время полевых работ осенью и весной — и остановки заводов на ремонт.

Крупнейшим экспортером бензина является Киришский НПЗ «Сургутнефтегаза». Также пострадают Антипинский и Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа. Анна Лишневецкая из «Петромаркета» отмечает, что ограничение на экспорт может привести к существенному падению оптовых цен: предложение бензина на внутреннем рынке вырастет на 200−400 тыс. тонн, что составляет 7−14% от текущего спроса.

«Основная задача вице-премьера Новака и министра энергетики сейчас — сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке, так как в сентябре будут выборы в Госдуму и российское руководство пытается снизить протестную активность и социальную напряженность», — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Он отмечает, что постоянно растущая цена топлива на АЗС — это то, что люди видят каждый день, и это их сильно раздражает.

«Тем более что государство не объясняет гражданам нормальным языком, почему в России вообще довольно дорогой бензин и дизель, почему цены еще больше растут. Ведь люди уже давно шутят, что нефть дорожает — бензин дорожает, нефть дешевеет — бензин дорожает. Никто не поясняет, что больше 70% стоимости каждого литра бензина — это различные налоги, акцизы и сборы государства. Поэтому в условиях, когда рост цен на топливо вызывает существенное раздражение, вице-премьер Новак и Минэнерго хотят создать механизм, который позволил бы наполнить внутренний рынок топливом и убрать экспортную альтернативу для нефтяных компаний. В результате компании не будут оглядываться на то, что экспорт нефти принесет им больше денег, чем поставка на внутренний рынок, а переизбыток предложения на российском топливном рынке приведет к снижению цен», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ. По его мнению, этим инструментом можно будет пользоваться лишь в краткий период: «Так как если заставлять нефтяников работать в убыток, то они просто сократят выпуск топлива и рынок столкнется с дефицитом. Александр Новак прекрасно это понимает. Поэтому о постоянном запрете экспорта речь не идет».

Источник: EADaily, 26.04.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики