Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ застрахует Словакию от потери украинского реверса

СПГ застрахует Словакию от потери украинского реверса

Словакия проводит стандартную европейскую газовую политику, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Словакия развивает мелкотоннажный СПГ

Государственная портовая компания Словакии Verejne pristavy одобрила планы по развитию СПГ-терминала в Братиславе. 

Словакия не имеет выхода к морю, поэтому собирается получать СПГ через Дунай. Разговор идет о мелкотоннажном СПГ, пусть Дунай и имеет выход как в Черное, так и в Балтийское море через Европейский канал (Рейн – Майн – Дунай).

Вход СПГ-танкеров в Черное море де-факто запрещен турецкой стороной, а провод океанского газовоза до Братиславы через Рейн, Майн и Дунай – дело нереальное и нерентабельное, однако малые поставки сырья можно осуществлять.

Словаки планируют создать инфраструктуру возле порта Палениско, чтобы заправлять там автомобильные цистерны и речной бункеровочный флот, который также может работать на СПГ. На объемы поставок влияют ограничения по осадке на Дунае в районе Братиславы – она не может превышать двух метров, поэтому разговор идет о небольших судах речного класса. 

Проекту осталось пройти экологический контроль, в случае положительного решения работы начнут в 2022 году, а закончат в 2026 году.

Аналогичные проекты реализуют Польша и Литва с помощью мелкотоннажной СПГ-станции в Клайпедском порту. В Литве наряду с СПГ-терминалом есть инфраструктура по заправке судов и автоцистерн, которые затем развозят сырье в близлежащие регионы.

В Польше низкий уровень газификации в регионах, отдаленных от магистрального газопровода «Ямал – Европа», поэтому проблему решают путем поставок газа в цистернах конечным потребителям. Аналогичный вариант будет реализован в Словакии.

«Бункеровка судов является одним из наиболее перспективных направлений использования СПГ. Это не только европейская тенденция – российские компании также заинтересованы в развитии данного рынка», – констатирует Перов

Интерес к этому направлению существует как в компании НОВАТЭК – ведущем производителе СПГ в стране, – так и в Минэнерго РФ. Ведомство вписало мелкотоннажный СПГ в планы по газификации страны и по переходу с бензина и дизеля на другие виды топлива.

«Данный рынок является наиболее перспективным с точки зрения роста потребления сжиженного газа в ЕС», – заключает Перов.

На Словакию давит фактор Украины

Словакия является специфическим партнером для РФ по трубопроводному газу. Братислава получает сырье из РФ через газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», т. е. через украинскую ГТС, из-за чего словаки выступили против «Северного потока – 2».

После завершения системы российских обходных газопроводов Словакия потеряет статус страны-транзитера, который десятилетия приносил Братиславе неплохой доход. С 2015 года к ним добавился реверс газа на Украину, где словаки играют ведущую роль.

«Нафтогаз» производит реверс газа на Украину через компанию Eustream, управляющую словацкой газотранспортной системой. 

В 2020 году Eustream продала Украине 10,2 млрд кубов газа. Добыча газа в Словакии составляет 130 тысяч кубов год, поэтому благодаря Киеву словаки в некоторые месяцы 2020-го занимали четвертое место в ЕС по объемам закупок трубопроводного газа у «Газпрома».

До сих пор непонятно, кто является главным бенефициаром данной схемы – здесь видна рука украинских олигархов, но словакам также что-то перепадает, поэтому Братислава опасается прекращения транзита газа через Украину после 2024 года.

«Словакия никогда не проявляла больших амбиций как страна-транзитер. Братислава не является крупным потребителем природного газа – это обычный европейский партнер компании «Газпром»», – резюмирует Перов.

Словакия потребляет газа в районе 4,5–5 млрд в год, объем перепродаж на Украину в два раза больше внутреннего потребления, но данная схема носит характер виртуального реверса, на ней зарабатывают конкретные лица, а не словацкая экономика.

«Несмотря на выгодность сотрудничества с «Газпромом», словаки идут в русле современных европейских тенденций – например, они говорят о необходимости диверсификации источников природного газа», – констатирует Перов.

Словакия не ведет самостоятельной газовой политики: это ведомая страна, следующая общемировым трендам на газовом рынке. 

«Такая политика Словакии касается бункеровки и диверсификации источников поставок СПГ», – заключает Перов.

Есть здесь риски и для РФ. «Газпром экспорт» заключил контракт на поставку газа в Словакию до 2050 года. К этому времени украинская ГТС в современном виде существовать не будет, а «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» Словакию не покрывают.

«Такие риски просчитаны в компании «Газпром». Наличие долгосрочных контрактов подразумевает их выполнение, а «Газпром» зарекомендовал себя надежным поставщиком российского газа», – резюмирует Перов.

Российский газ будет поставлен в Словакию либо через ФРГ, либо путем взаимозачетов – с помощью соглашений с другими поставщиками. Здесь существует много вариантов, но в таком случае словацкий реверс на Украину уйдет в прошлое.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 04.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики