Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ застрахует Словакию от потери украинского реверса

СПГ застрахует Словакию от потери украинского реверса

Словакия проводит стандартную европейскую газовую политику, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Словакия развивает мелкотоннажный СПГ

Государственная портовая компания Словакии Verejne pristavy одобрила планы по развитию СПГ-терминала в Братиславе. 

Словакия не имеет выхода к морю, поэтому собирается получать СПГ через Дунай. Разговор идет о мелкотоннажном СПГ, пусть Дунай и имеет выход как в Черное, так и в Балтийское море через Европейский канал (Рейн – Майн – Дунай).

Вход СПГ-танкеров в Черное море де-факто запрещен турецкой стороной, а провод океанского газовоза до Братиславы через Рейн, Майн и Дунай – дело нереальное и нерентабельное, однако малые поставки сырья можно осуществлять.

Словаки планируют создать инфраструктуру возле порта Палениско, чтобы заправлять там автомобильные цистерны и речной бункеровочный флот, который также может работать на СПГ. На объемы поставок влияют ограничения по осадке на Дунае в районе Братиславы – она не может превышать двух метров, поэтому разговор идет о небольших судах речного класса. 

Проекту осталось пройти экологический контроль, в случае положительного решения работы начнут в 2022 году, а закончат в 2026 году.

Аналогичные проекты реализуют Польша и Литва с помощью мелкотоннажной СПГ-станции в Клайпедском порту. В Литве наряду с СПГ-терминалом есть инфраструктура по заправке судов и автоцистерн, которые затем развозят сырье в близлежащие регионы.

В Польше низкий уровень газификации в регионах, отдаленных от магистрального газопровода «Ямал – Европа», поэтому проблему решают путем поставок газа в цистернах конечным потребителям. Аналогичный вариант будет реализован в Словакии.

«Бункеровка судов является одним из наиболее перспективных направлений использования СПГ. Это не только европейская тенденция – российские компании также заинтересованы в развитии данного рынка», – констатирует Перов

Интерес к этому направлению существует как в компании НОВАТЭК – ведущем производителе СПГ в стране, – так и в Минэнерго РФ. Ведомство вписало мелкотоннажный СПГ в планы по газификации страны и по переходу с бензина и дизеля на другие виды топлива.

«Данный рынок является наиболее перспективным с точки зрения роста потребления сжиженного газа в ЕС», – заключает Перов.

На Словакию давит фактор Украины

Словакия является специфическим партнером для РФ по трубопроводному газу. Братислава получает сырье из РФ через газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», т. е. через украинскую ГТС, из-за чего словаки выступили против «Северного потока – 2».

После завершения системы российских обходных газопроводов Словакия потеряет статус страны-транзитера, который десятилетия приносил Братиславе неплохой доход. С 2015 года к ним добавился реверс газа на Украину, где словаки играют ведущую роль.

«Нафтогаз» производит реверс газа на Украину через компанию Eustream, управляющую словацкой газотранспортной системой. 

В 2020 году Eustream продала Украине 10,2 млрд кубов газа. Добыча газа в Словакии составляет 130 тысяч кубов год, поэтому благодаря Киеву словаки в некоторые месяцы 2020-го занимали четвертое место в ЕС по объемам закупок трубопроводного газа у «Газпрома».

До сих пор непонятно, кто является главным бенефициаром данной схемы – здесь видна рука украинских олигархов, но словакам также что-то перепадает, поэтому Братислава опасается прекращения транзита газа через Украину после 2024 года.

«Словакия никогда не проявляла больших амбиций как страна-транзитер. Братислава не является крупным потребителем природного газа – это обычный европейский партнер компании «Газпром»», – резюмирует Перов.

Словакия потребляет газа в районе 4,5–5 млрд в год, объем перепродаж на Украину в два раза больше внутреннего потребления, но данная схема носит характер виртуального реверса, на ней зарабатывают конкретные лица, а не словацкая экономика.

«Несмотря на выгодность сотрудничества с «Газпромом», словаки идут в русле современных европейских тенденций – например, они говорят о необходимости диверсификации источников природного газа», – констатирует Перов.

Словакия не ведет самостоятельной газовой политики: это ведомая страна, следующая общемировым трендам на газовом рынке. 

«Такая политика Словакии касается бункеровки и диверсификации источников поставок СПГ», – заключает Перов.

Есть здесь риски и для РФ. «Газпром экспорт» заключил контракт на поставку газа в Словакию до 2050 года. К этому времени украинская ГТС в современном виде существовать не будет, а «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» Словакию не покрывают.

«Такие риски просчитаны в компании «Газпром». Наличие долгосрочных контрактов подразумевает их выполнение, а «Газпром» зарекомендовал себя надежным поставщиком российского газа», – резюмирует Перов.

Российский газ будет поставлен в Словакию либо через ФРГ, либо путем взаимозачетов – с помощью соглашений с другими поставщиками. Здесь существует много вариантов, но в таком случае словацкий реверс на Украину уйдет в прошлое.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 04.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики