Словакия проводит стандартную европейскую газовую политику, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Словакия развивает мелкотоннажный СПГ
Государственная портовая компания Словакии Verejne pristavy одобрила планы по развитию СПГ-терминала в Братиславе.
Словакия не имеет выхода к морю, поэтому собирается получать СПГ через Дунай. Разговор идет о мелкотоннажном СПГ, пусть Дунай и имеет выход как в Черное, так и в Балтийское море через Европейский канал (Рейн – Майн – Дунай).
Вход СПГ-танкеров в Черное море де-факто запрещен турецкой стороной, а провод океанского газовоза до Братиславы через Рейн, Майн и Дунай – дело нереальное и нерентабельное, однако малые поставки сырья можно осуществлять.
Словаки планируют создать инфраструктуру возле порта Палениско, чтобы заправлять там автомобильные цистерны и речной бункеровочный флот, который также может работать на СПГ. На объемы поставок влияют ограничения по осадке на Дунае в районе Братиславы – она не может превышать двух метров, поэтому разговор идет о небольших судах речного класса.
Проекту осталось пройти экологический контроль, в случае положительного решения работы начнут в 2022 году, а закончат в 2026 году.
Аналогичные проекты реализуют Польша и Литва с помощью мелкотоннажной СПГ-станции в Клайпедском порту. В Литве наряду с СПГ-терминалом есть инфраструктура по заправке судов и автоцистерн, которые затем развозят сырье в близлежащие регионы.
В Польше низкий уровень газификации в регионах, отдаленных от магистрального газопровода «Ямал – Европа», поэтому проблему решают путем поставок газа в цистернах конечным потребителям. Аналогичный вариант будет реализован в Словакии.
«Бункеровка судов является одним из наиболее перспективных направлений использования СПГ. Это не только европейская тенденция – российские компании также заинтересованы в развитии данного рынка», – констатирует Перов.
Интерес к этому направлению существует как в компании НОВАТЭК – ведущем производителе СПГ в стране, – так и в Минэнерго РФ. Ведомство вписало мелкотоннажный СПГ в планы по газификации страны и по переходу с бензина и дизеля на другие виды топлива.
«Данный рынок является наиболее перспективным с точки зрения роста потребления сжиженного газа в ЕС», – заключает Перов.
На Словакию давит фактор Украины
Словакия является специфическим партнером для РФ по трубопроводному газу. Братислава получает сырье из РФ через газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород», т. е. через украинскую ГТС, из-за чего словаки выступили против «Северного потока – 2».
После завершения системы российских обходных газопроводов Словакия потеряет статус страны-транзитера, который десятилетия приносил Братиславе неплохой доход. С 2015 года к ним добавился реверс газа на Украину, где словаки играют ведущую роль.
«Нафтогаз» производит реверс газа на Украину через компанию Eustream, управляющую словацкой газотранспортной системой.
В 2020 году Eustream продала Украине 10,2 млрд кубов газа. Добыча газа в Словакии составляет 130 тысяч кубов год, поэтому благодаря Киеву словаки в некоторые месяцы 2020-го занимали четвертое место в ЕС по объемам закупок трубопроводного газа у «Газпрома».
До сих пор непонятно, кто является главным бенефициаром данной схемы – здесь видна рука украинских олигархов, но словакам также что-то перепадает, поэтому Братислава опасается прекращения транзита газа через Украину после 2024 года.
«Словакия никогда не проявляла больших амбиций как страна-транзитер. Братислава не является крупным потребителем природного газа – это обычный европейский партнер компании «Газпром»», – резюмирует Перов.
Словакия потребляет газа в районе 4,5–5 млрд в год, объем перепродаж на Украину в два раза больше внутреннего потребления, но данная схема носит характер виртуального реверса, на ней зарабатывают конкретные лица, а не словацкая экономика.
«Несмотря на выгодность сотрудничества с «Газпромом», словаки идут в русле современных европейских тенденций – например, они говорят о необходимости диверсификации источников природного газа», – констатирует Перов.
Словакия не ведет самостоятельной газовой политики: это ведомая страна, следующая общемировым трендам на газовом рынке.
«Такая политика Словакии касается бункеровки и диверсификации источников поставок СПГ», – заключает Перов.
Есть здесь риски и для РФ. «Газпром экспорт» заключил контракт на поставку газа в Словакию до 2050 года. К этому времени украинская ГТС в современном виде существовать не будет, а «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» Словакию не покрывают.
«Такие риски просчитаны в компании «Газпром». Наличие долгосрочных контрактов подразумевает их выполнение, а «Газпром» зарекомендовал себя надежным поставщиком российского газа», – резюмирует Перов.
Российский газ будет поставлен в Словакию либо через ФРГ, либо путем взаимозачетов – с помощью соглашений с другими поставщиками. Здесь существует много вариантов, но в таком случае словацкий реверс на Украину уйдет в прошлое.