Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спасение Украины от дефицита топлива кроется в поставках из РФ

Спасение Украины от дефицита топлива кроется в поставках из РФ

Дефицит дизельного топлива может возникнуть на Украине по нескольким причинам, в том числе из-за санкций США, сообщил ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украине грозит полный дефицит нефтепродуктов. Прогноз озвучил коммерческий директор государственно компании «Укргаздобыча» Сергей Федоренко, подчеркнувший, что от негативного сценария Киев может спасти лишь договор о поставках с Российской Федерацией. 

Опасность возникновения дефицита в Незалежной сформировалась не впервые. В конце апреля 2021 года в компании «Укрзализныця» заявили о вероятном истощении запасов дизельного топлива, оценив объемы остатков.

Раньше данный вид топлива поступал в страну от российских производителей, при этом объем поставок составлял 50% от общего количества потребления, которое до 2020 года достигало 11,4 млн тонн, где 5 млн тонн приходилось на дизель. Около 34% ресурса приходило из Белоруссии.

«Теоретически можно из без Российской Федерации решить вопрос с поставками топлива. Однако это будет очень дорого – покупать ресурс в Турции или на мировом рынке у кого-то еще. Придется еще гнать топливо танкерами, потом его отгружать по железной дороге, например, из Одессы. 

Также Киев может просто покупать в Европе, в той же Польше, и везти автомобильным или железнодорожным транспортом. Вопрос стоит, скорее, в цене. Но более адекватное предложение на рынке есть у России», – прокомментировал заявление директора компании «Укргаздобыча» эксперт Игорь Юшков.

В мае текущего года украинская сторона может лишится еще некоторой части нефтепродуктов из-за технического обслуживания белорусского Мозырского нефтеперерабатывающего завода, а также остановки поставок с заводов «Роснефти».

«Москва продолжает пока продавать свое топливо, в частности дизельное, на украинский рынок. Проходит нефтепродуктопровод – очень эффективная артерия, где транспортная составляющая максимальная.

Труба проходит из России в Белоруссию, а из этой страны через территорию Украины в страны Восточной Европы, в том числе в Чехию и Венгрию. Киев берет из него небольшие объемы», – поясняет собеседник агентства. 

Украина живет на российском топливе

Нефтепродукты «Роснефти» поставлял на Украину международный трейдер Coral Energy через нефтеналивной терминал в Гомеле в объеме 100 тысяч тонн в сутки. По железной дороге трейдер отправлял около 15-20 тысяч тонн.

Однако в компании «Укргаздобыча» предположили, что Coral Energy по необъяснимым причинам «не будет выступать поставщиком, а если и будет, то не раньше июня». По словам Сергея Федоренко, из России в последнее время приходит гораздо меньше топлива: импорт от российских предприятий, а также из Белоруссии не превышает 40% от общей доли импорта дизельного топлива.

«Есть риски, что белорусские предприятия сократят поставки топлива на украинский рынок. Минск – один из крупных поставщиков, поэтому для Киева критично, если, например, Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод снизит объемы из-за нестабильной работы на фоне действия санкций Соединенных Штатов Америки.

Но пока продажи идут. На Украине также очень популярен российский сжиженный углеводородный газ. Он используется для бытовых нужд и автотранспорта. Такое приобретение также становится очень выгодным», – рассуждает эксперт.

Для Украины считается привычным, по заверению коммерческого директора «Укргаздобычи», когда 30-40% или даже 50% производства продукции «находится на территории страны, а остальное — где дешевле — там и купили». 

Подобная ситуация складывается с поставками бензина, где около 50% легального производства и легального потребления приходится на два основных завода страны. Благодаря такому подходу на Украине все было сбалансировано, участники рынка конкурировали, стараясь, по словам Федоренко, заинтересовать покупателя любым способами, в том числе ценой и маркетинговыми условиями.

Сейчас Москва, в свою очередь, стимулирует отечественные компании направлять топливо на внутренний рынок через сокращение экспорта на три месяца. Министерство энергетики РФ может поспособствовать перекидыванию части экспортных объемов потребителям.

Игорь Юшков полагает, что опадение поставок из Белоруссии вынудит украинское государство искать альтернативные источники, в том числе через диалог с Российской Федерацией о дополнительных тоннах топлива.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 07.05.2021  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики