Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Спасение Украины от дефицита топлива кроется в поставках из РФ

Спасение Украины от дефицита топлива кроется в поставках из РФ

Дефицит дизельного топлива может возникнуть на Украине по нескольким причинам, в том числе из-за санкций США, сообщил ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украине грозит полный дефицит нефтепродуктов. Прогноз озвучил коммерческий директор государственно компании «Укргаздобыча» Сергей Федоренко, подчеркнувший, что от негативного сценария Киев может спасти лишь договор о поставках с Российской Федерацией. 

Опасность возникновения дефицита в Незалежной сформировалась не впервые. В конце апреля 2021 года в компании «Укрзализныця» заявили о вероятном истощении запасов дизельного топлива, оценив объемы остатков.

Раньше данный вид топлива поступал в страну от российских производителей, при этом объем поставок составлял 50% от общего количества потребления, которое до 2020 года достигало 11,4 млн тонн, где 5 млн тонн приходилось на дизель. Около 34% ресурса приходило из Белоруссии.

«Теоретически можно из без Российской Федерации решить вопрос с поставками топлива. Однако это будет очень дорого – покупать ресурс в Турции или на мировом рынке у кого-то еще. Придется еще гнать топливо танкерами, потом его отгружать по железной дороге, например, из Одессы. 

Также Киев может просто покупать в Европе, в той же Польше, и везти автомобильным или железнодорожным транспортом. Вопрос стоит, скорее, в цене. Но более адекватное предложение на рынке есть у России», – прокомментировал заявление директора компании «Укргаздобыча» эксперт Игорь Юшков.

В мае текущего года украинская сторона может лишится еще некоторой части нефтепродуктов из-за технического обслуживания белорусского Мозырского нефтеперерабатывающего завода, а также остановки поставок с заводов «Роснефти».

«Москва продолжает пока продавать свое топливо, в частности дизельное, на украинский рынок. Проходит нефтепродуктопровод – очень эффективная артерия, где транспортная составляющая максимальная.

Труба проходит из России в Белоруссию, а из этой страны через территорию Украины в страны Восточной Европы, в том числе в Чехию и Венгрию. Киев берет из него небольшие объемы», – поясняет собеседник агентства. 

Украина живет на российском топливе

Нефтепродукты «Роснефти» поставлял на Украину международный трейдер Coral Energy через нефтеналивной терминал в Гомеле в объеме 100 тысяч тонн в сутки. По железной дороге трейдер отправлял около 15-20 тысяч тонн.

Однако в компании «Укргаздобыча» предположили, что Coral Energy по необъяснимым причинам «не будет выступать поставщиком, а если и будет, то не раньше июня». По словам Сергея Федоренко, из России в последнее время приходит гораздо меньше топлива: импорт от российских предприятий, а также из Белоруссии не превышает 40% от общей доли импорта дизельного топлива.

«Есть риски, что белорусские предприятия сократят поставки топлива на украинский рынок. Минск – один из крупных поставщиков, поэтому для Киева критично, если, например, Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод снизит объемы из-за нестабильной работы на фоне действия санкций Соединенных Штатов Америки.

Но пока продажи идут. На Украине также очень популярен российский сжиженный углеводородный газ. Он используется для бытовых нужд и автотранспорта. Такое приобретение также становится очень выгодным», – рассуждает эксперт.

Для Украины считается привычным, по заверению коммерческого директора «Укргаздобычи», когда 30-40% или даже 50% производства продукции «находится на территории страны, а остальное — где дешевле — там и купили». 

Подобная ситуация складывается с поставками бензина, где около 50% легального производства и легального потребления приходится на два основных завода страны. Благодаря такому подходу на Украине все было сбалансировано, участники рынка конкурировали, стараясь, по словам Федоренко, заинтересовать покупателя любым способами, в том числе ценой и маркетинговыми условиями.

Сейчас Москва, в свою очередь, стимулирует отечественные компании направлять топливо на внутренний рынок через сокращение экспорта на три месяца. Министерство энергетики РФ может поспособствовать перекидыванию части экспортных объемов потребителям.

Игорь Юшков полагает, что опадение поставок из Белоруссии вынудит украинское государство искать альтернативные источники, в том числе через диалог с Российской Федерацией о дополнительных тоннах топлива.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 07.05.2021  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики