Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет на экспорт грозит бензину

Запрет на экспорт грозит бензину

Какие меры помогут сдержать рост цен на топливо

Российские власти ищут способы сдержать рост цен на заправках. В мае вступили в силу сразу два документа, регулирующие отрасль, судьбу третьего решат в ближайшие дни. В начале месяца заработала новая формула расчета демпфера, то есть компенсации нефтяникам выпадающих доходов при высоких мировых ценах на сырье. Также правительство изменило правила продажи топлива через биржу, что должно пойти на пользу независимым АЗС. Кроме того, глава Минэнерго Николай Шульгинов пообещал, что в ближайшее время кабинет министров рассмотрит вероятность запрета на экспорт бензина. Как к этим мерам относятся игроки рынка? И что будет с ценами на АЗС? Выяснял Григорий Колганов. 

Бензину в России разрешено дорожать в пределах инфляции. По уточненным данным Росстата, в пандемическом 2020 году она чуть-чуть не дотянула до 5%. А топливо с начала 2021 года уже выросло в цене на 3,5%, то есть освоило две трети годового лимита.

Вот глава Минэнерго и пригрозил: сразу после праздников правительство рассмотрит документы о временном запрете на экспорт топлива. Обещают использовать меру «в случае экстренной необходимости».

В ее эффективности сомневается руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов: «У нас доля экспорта составляет примерно 10-12%. Остальное идет на внутренний рынок. Основные поставщики, те, кто на бирже больше всех торгуют, не экспортируют бензин. Я сомневаюсь, что это будет серьезным образом сказываться на том, как это все работает».

Впрочем, словесные интервенции властей тоже метод стабилизации цен на заправках. По крайней мере, ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович полагает, что сами по себе угрозы могут на время охладить рынок:

«Думаю, что мы имеем дело с попыткой правительства обозначить компаниям вероятность возможного ужесточения регулирования.

Вот сначала мы вам ограничим экспорт бензина, потом мы, возможно, ограничим экспорт дизеля, потом еще чего-нибудь, поэтому, компании, правильно отреагируйте и поймите, что нужно сейчас бороться с ростом цен на внутреннем рынке, тем более в преддверии сентябрьских выборов. Это может на какое-то непродолжительное время сработать как экстраординарная мера. Но если мы будем такими вещами злоупотреблять, можем столкнуться с тем, что гораздо хуже: локальные дефициты, снижение качества бензина».

Прежде чем что-то запрещать, власти пытаются опробовать другие механизмы сдерживания роста стоимости бензина. На «полурабочей» майской неделе вышло постановление правительства, обязывающее производителей топлива продавать через биржу 11% своей продукции, причем планировать поставки на месяц вперед — в документе это называется «регулярностью и равномерностью торгов». Так небольшие АЗС будут защищены от ценовых скачков. К тому же независимым игрокам разрешили забирать горючее прямо с заводов автоцистернами, а не по железной дороге, как раньше.

Но рынок ждал несколько других мер поддержки, сокрушается исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко: «Главное условие, на котором настаивали представители независимой розницы, это увеличение предложения топлива на бирже до 15%, на это не пошли. Это может привести к обрушению оптовых цен, что никоим образом не в интересах нефтяников. Я думаю, особой пользы от контроля равномерности и других показателей не будет».

Крупному топливному бизнесу власти тоже пошли навстречу, как смогли. С 1 мая изменилась формула расчета демпфера. Этот механизм предполагает доплату переработчикам в случае высоких цен на нефть и дополнительный сбор с них — в случае низких. Порог отсечения в очередной раз снизили, что, по подсчетам СМИ, обойдется государству в 350 млрд рублей за два года.

Но и этот ход, кажется, не слишком устроил игроков рынка, отмечает Станислав Митрахович из Финансового университета. Он не уверен, что все меры властей позволят удержать рост цен на бензин в пределах инфляции.

«Конечно, форма демпфера — это уступка, но лишь частичная.

Пересчитывается только демпфер с 1 мая, а не задним числом с 1 января, как компании предполагали. Демпфер касается только бензина, а не дизеля. Ну и, кроме того, Минфин уже сказал, что половину тех денег, которые компании получат от этой реформы, правительство хочет вернуть через рост налога на добычу полезных ископаемых. В 2020 году рост цен на бензин вписался в инфляцию. Думаю, что в этом году ему вписаться будет гораздо сложнее, а, возможно, даже и не получится»,— размышляет Станислав Митрахович.

Независимые игроки рынка подтверждают: оптовые цены на бензин уже практически сравнялись с розничными, а впереди посевные работы, разогревающие спрос на топливо, и плановый ремонт нефтеперерабатывающих заводов, который традиционно сокращает предложение.

Автор: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 11.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики