Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Пропагандистский прием»: почему Украина отказалась от электроэнергии из России

«Пропагандистский прием»: почему Украина отказалась от электроэнергии из России

Украина прекратит импорт электроэнергии из России и Белоруссии до наступления холодов

Украина прекратит поставки электроэнергии из России и Белоруссии до 1 октября. Эксперты отметили, что подобные запреты вводятся не первый раз, и носят скорее политический характер. При этом Россия не понесет серьезных финансовых потерь.

Национальная комиссия Украины, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), запретила поставки электроэнергии из Белоруссии и России до 1 октября 2021 года. При этом ограничения в дальнейшем могут продлить. 

«Мы принимаем это решение по инициативе министра энергетики Германа Галущенко, который обратился к нам с такой просьбой. При этом мы вспоминаем и наш опыт, и эту зиму, и вспоминаем о балансе интересов, потому что мы также думаем и о потребителях, и о том, что теоретически прекращение импорта как рыночного механизма может приводить и к злоупотреблениям и манипуляциям на рынке», — заявил председатель НКРЭКУ Валерий Тарасюк на заседании (цитата по «Интерфакс-Украина»).

Ранее министр энергетики Украины направил обращение в НКРЭКУ. Он призвал ввести запрет на импорт электроэнергии из стран, которые не входят в Энергетическое сообщество, в том числе, из России и Белоруссии.

«Это противоречит стратегическим целям Украины в сфере энергетики (в частности, синхронизации Объединенной энергетической системы Украины с ENTSO-E [единой энергосистемой Европы]) и потенциально угрожает энергетической безопасности», — говорилось в письме.

Герман Галущенко заявил, что импорт электроэнергии ухудшает финансово-экономическое состояние местных производителей электроэнергии, а также качество ремонтных работ генерирующего оборудования.

В Минэнерго России отметили, что прекращение импорта электроэнергии «никак не отразится на функционировании российской энергосистемы».

«Даже в случае прекращения коммерческих поставок энергосистемы двух стран будут работать в синхронном режиме», — приводятся слова заместителя министра энергетики Евгения Грабчака в Telegram-канале ведомства.

На вопросы «Газеты.Ru» о возможном ущербе от запрета импорта для России в Минэнерго не ответили. «Интер РАО» (оператор экспорта электроэнергии) на момент сдачи материала комментария также не предоставил.

Украина неоднократно вводила подобные запреты, отметил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Ограничения вводились тогда, когда у страны не было потребности в дополнительной электроэнергии, а снимали, когда была ее нехватка: например, в холодное время года.

«Сейчас они это сделали для того, чтобы как бы показать свою энергетическую самостоятельность, что они могут без России выжить. Это такой пропагандистский прием», — считает эксперт.

Он обратил внимание, что запрет введен только до 1 октября, чтобы в случае необходимости его можно было бы отменить. «Прошлая зима показала, что без электричества России и Белоруссии там бы просто начались отключения промышленных потребителей, иначе бы не хватало около 10-15% мощности», — отметил Митрахович.

По мнению директора Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Сергея Сасима, запрет Украины на импорт электроэнергии является временным.

Он отметил, что на заседании 16 декабря 2020 года та же НКРЭКУ с 1 января 2021 года отменила норму о реализации законодательства, наделяющего ее правом аннулировать аукционы по распределению международных сечений в части импорта-экспорта электроэнергии со странами, не являющимися членами Энергосообщества. Это позволило трейдерам импортировать электроэнергию из России и Белоруссии в начале текущего года, когда вследствие аварийного отключения энергоблока на угольной Запорожской ТЭС Украина столкнулась с острым энергодефицитом.

«Напомню, что тогда украинская сторона по собственной инициативе существенно (более чем в два раза) увеличила импорт электроэнергии из России, а также нарастила покупки у Белоруссии. Поэтому окончательный отказ Украины от российской электроэнергии мне представляется маловероятным», — рассказал Сасим «Газете.Ru».

Украина при этом сейчас не занимает существенной доли в структуре экспорта российской электроэнергии, рассказывает эксперт. По его словам, основная есть часть (86% от общего объема экспорта) приходится на Финляндию, Китай, Литву и Казахстан.

«Украина входит в состав второстепенных экспортных направлений, на которые в совокупности приходится менее 5% поставок. Поэтому решение украинской стороны не приведет к серьезным финансовым экспортным потерям России», — считает Сергей Сасим.

Станислав Митрахович добавляет, что на Украине идет внутренняя борьба между финансово-промышленными группами. Ограничение импорта, например, выгодно Ринату Ахметову, компания ДТЭК которого относится к поставщикам (меньше конкуренции с импортом), и невыгодно Игорю Коломойскому, поскольку его ферросплавные заводы являются потребителями электроэнергии.

Он отметил, что на Украине сейчас идет деиндустриализация. Это означает, что электроэнергии потребляется меньше. Однако есть и такая проблема, как деградация инфраструктуры, которая может привести к нехватке электроэнергии.

«В долгосрочной перспективе они [украинцы] хотят отсоединяться от энергетической системы России и Белоруссии и присоединиться к одной из несколько энергетических систем Евросоюза. Тогда они смогут импортировать из Европы, но пока этого еще не произошло, это потребует усилий и денег», — подчеркнул Митрахович.

Автор: Оксана Решетова

Источник: Газета.Ru, 26.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики