Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эталонные тарифы на тепло: к чему может привести предложение ФАС?

Эталонные тарифы на тепло: к чему может привести предложение ФАС?

Сейчас тарифы устанавливают региональные власти раз в год. Для чего нужны эталонные тарифы и как они будут рассчитываться?

Федеральная антимонопольная служба предложила ввести в стране эталонные тарифы на тепло. Речь идет о том, чтобы рассчитывать тарифы на основе постоянных затрат компаний, которые определит ФАС, и количества поставляемого потребителям тепла. Об этом «Известиям» сообщил замглавы ведомства Виталий Королев.

Сейчас тарифы на тепло устанавливают региональные власти раз в год. В них учитываются расходы, которые теплоснабжающие компании могут доказать. И бывает так, что аргументом в пользу повышения тарифа для конечного потребителя становятся расходы компании, например, на транспорт, говорят в ФАС, — просто они подаются компаниями вместе с остальными расходами. А эталоны позволят избежать роста платежей за тепло и сделают их прозрачнее, считают в службе.

На вопрос, как именно ФАС предлагает рассчитывать эталонные тарифы на тепло, отвечает председатель Жилищного союза Москвы, специалист по проблемам ТСЖ и ЖКХ Константин Крохин:

«Это не понятно никому, потому что подобной методики давно не было. Предполагаю, что ответ кроется в самом предложении. Предлагается, что это будет их методика. К сожалению, в отсутствие рынка (а у нас в теплоснабжении рынка нет, потому что там естественная монополия и государство законом защитило этот рынок от конкуренции) у вас нет рыночных показателей и рыночного ценообразования. Цена ресурса устанавливается расчетным путем, а расчетную формулу устанавливает только полномочный орган, кому это постановлением правительства или законом дано. Поэтому в данном случае предлагается от одного органа — регионально-энергетической комиссии или регионального органа власти — передать эти полномочия в федеральную структуру, например антимонопольную службу. То есть там рисовали эту цифру, исходя из своего понимания и отраслевых интересов, а теперь это перейдет на другой уровень и в другие структуры. Это своеобразный передел рынка, когда тариф будет устанавливать антимонопольная служба. Примером того, что я сейчас говорю, являются скандалы и уголовные дела в Республике Коми, когда одна финансово-промышленная группа через региональные органы власти сумела добиваться высоких тарифов, выгодных определенным поставщикам ресурсов, частным компаниям. Или Новосибирск, где тоже идет уголовное преследование бывшего министра Открытого правительства. Там же тоже ключевой вопрос предъявленных обвинений заключается в том, что был сговор в том числе с региональными органами власти для того, чтобы тариф был выгоден определенной финансово-промышленной группе. Собственно, теперь это будут не региональные финансово-промышленные группы, а игроки федерального уровня. И делать это будет ФАС или установленный по предложению ФАС иной орган».

Формулы расчета эталонов пока нет в открытом доступе, но профильные ассоциации, которые ознакомились с ней, не видят рисков повышения тарифов для потребителей, говорит руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Я так понимаю, это не будет каким-то единым тарифом для всей страны, наверное, будут еще применяться какие-то коэффициенты, потому что, конечно, уравнять все не получится. Единый эталон с точки зрения подхода к конкретному региону, я так это вижу. Документ пока еще не в открытом виде, с ним ознакомилась профильная ассоциация, и они не видят проблемы.

— Не совсем понятно, в итоге будет дороже или дешевле?

— Конечно, стоит задача, чтобы потребитель вышел с меньшими издержками или как-то их ограничить. Естественно, в этом задача, чтобы наконец была найдена справедливость прежде всего для потребителя.

— Схема, предложенная ФАС, действительно сделает всю систему прозрачнее?

— Сложно оценить ситуацию. Цель такова, но, насколько она может быть реализована, покажет только практика. Это не сразу всю Россию затронет, «пилоты» покажут эффективность, найдут слабые места, и следующий этап будет уже либо широкомасштабным, либо будет в глубокой коррекции, либо же эта схема будет признана недееспособной.

Проект постановления правительства может появиться уже в июне, заявил замглавы ФАС Королев. Он добавил, что эталоны планируют вводить постепенно, но не ранее 2022 года. В «пилоте» уже захотели поучаствовать несколько компаний. «Известия» пишут, что в дальнейшей разработке предложения ФАС готов участвовать еще и Минстрой.

Источник: BFM.RU, 26.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики