Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Иллюзия борьбы с «Северным потоком – 2» лишает Украину будущего

Иллюзия борьбы с «Северным потоком – 2» лишает Украину будущего

Будущее украинской газотранспортной системы (ГТС) заключается в хранении газа, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Борьба с «Северным потоком – 2» дорого стоит Украине

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Киев будет бороться с «Северным потоком – 2» до тех пор, пока газопровод не начнет поставлять топливо на европейский рынок. Украинский политик считает, что теперь у «Северного потока – 2» больше шансов на окончание строительства. Кулеба таким образом отреагировал на заявление Джо Байдена, но назвал своим правилом борьбу до конца за национальные интересы Украины. 

Апокалиптичный тон Кулебы – если подойти к высказыванию «буквоедски», то запуск «СП-2» фактически означает конец национальных интересов Украины, – связан с тем, что в Киеве живут одним днем. Украинские политики не думают на два шага вперед, они хотят получать дивиденды здесь и сейчас и на основании этого выстраивают как экономику, так и внешнюю политику страны.

Никто не знает, что произойдет после того, как «Академик Черский» и «Фортуна» достроят «Северный поток – 2». Борьба не закончится на завершении строительства. Есть санкционное давление США, есть газовая директива ЕС, есть Третий энергопакет и призывы в ФРГ ввести мораторий на использование проекта, а также в итоге на выборах в бундестаг могут победить «Зеленые».

Только от Украины ничего не зависит, а национальные интересы данной страны заключаются в сохранении транзита российского газа. 

Здесь есть две временные отметки: 2022 год, когда «Северный поток – 2» будет достроен, и 2024 год, когда истечет срок пятилетнего контракта на транзит российского газа через Украину, подписанного в 2019 году в рамках пакетного газового соглашения.

Кулеба, а также другие украинские политики и чиновники постоянно высказываются о «СП-2», о борьбе с РФ и «Газпромом» и других вещах, но мало что говорят о стратегии Киева в условиях новой энергетической реальности.

«Северный поток – 2» лишит украинскую ГТС монопольного статуса. Даже если проект сразу не запустят, то его достройка означает, что европейский рынок обладает возможностью получать нужные объемы российского газа, не прибегая к услугам Киева.

Украина находится в газотранспортном тупике

«В «Газпроме» говорили о том, что какую-то часть газового транзита Украине следует оставить, но цифры в данной риторике крутились в районе 15 млрд кубов в год. Естественно, украинская сторона не соглашается на такие объемы», – констатирует Перов

В нулевые годы транзит российского газа через Украину находился в районе 120 млрд кубов газ и даже выше, но после 2009 года начал снижаться. Сыграли роль строительство «Северного потока – 1» и кризис во внешнеполитических отношениях Москвы и Киева в 2014 году.

По условиям соглашения 2019 года, «Газпром» обязался транзитировать через Украину 65 млрд кубов газа в 2020 году и по 40 млрд кубов в промежутке между 2021 и 2024 годами. После истечения сроков контракта у «Газпрома» появится возможность прекратить транзит газа через Украине, но в Киеве этот момент либо игнорируют, либо пытаются оправдать нереалистичными надеждами.

Первое место в Киеве занимает тезис «Запад нам поможет», затем следуют идеи вроде задействования украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) – однако непонятно, что украинцы собираются хранить без российского транзита, – а также кооперации с Польшей.

«Что касается российского предложения в 15 млрд кубов, то украинцы отмечают, что этого не хватит для поддержания работы национальной ГТС. Буквально на днях выступил глава компании «Оператор ГТС Украины» и признал, что сокращение российского транзита убьет эту инфраструктуру. В таких условиях Украине придется сократить большую часть мощностей», – резюмирует Перов.

Украинская ГТС выработала свой ресурс, самые новые участки трубы и газораспределительные станции построены еще в восьмидесятые годы с плановым ресурсом в 33 года. Сроки можно продлить, но это нельзя делать бесконечно, поэтому системе нужно обновление. Однако если российского транзита не будет, то в этом нет смысла: украинцам придется сдать ГТС на металлолом. 

ПХГ и минимальный транзит из РФ могут помочь Украине

«В Киеве надеются задействовать ПХГ – Украина по объему газовых хранилищ находится на втором месте в Европе после России. Сегодня они востребованы и заполнены больше чем на половину», – заключает Перов.

Услуги по хранению газа пользуются спросом в Европе, но, для того чтобы продолжать заниматься газовым бизнесом и модернизировать под новые реалии национальную ГТС, украинцам нужен стабильный источник сырья. В силу особенностей европейского рынка им может быть только Россия, любые альтернативные поставки носят характер политического популизма, а не экономических проектов.

«Украинцам остается только эта составляющая использования газотранспортной системы. Шансы на это увеличивает то обстоятельство, что часть российского транзита даже в современных условиях должна остаться у Украины», – констатирует Перов.

Еще Киев может поддержать конъюнктура: увеличение потребления газа в Евросоюзе и симметричный рост закупок в России. В любом случае газотранспортному будущему Украины мешает не «Северный поток – 2», а неконструктивная позиция политиков вроде Кулебы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики