Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как углеродный налог в Европе изменит глобальные правила торговли

Как углеродный налог в Европе изменит глобальные правила торговли

Российские компании в Европе пугают новым углеродным налогом вплоть до ухода с рынка.

Эксперты Института проблем естественных монополий описали возможные убытки российских компаний от ввода углеродного налога в 2025 году и оценили их в 160 млрд. рублей в год.

В рамках стратегии по декарбонизации экономики и промышленности Евросоюз разработает механизм по взиманию платы за углеродный след от импортируемых в Европу товаров.

Брюссель хочет не только улучшить экологическую обстановку, но и защитить европейских производителей, которые проигрывают конкуренцию иностранным участникам рынка из-за повышенных расходов на оплату вредных выбросов.

Углеродный налог в первую очередь коснется предприятий транспорта и энергетики.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал для «Журналистской правды», как углеродный налог изменит европейский рынок.

«Для России история с углеродным налогом действительно довольно вредная и болезненная. Она предполагает отслеживание углеродного следа для всех товаров, которые продаются в Европе. Когда мы будем продавать наши нефть и газ, у них будет большой углеродный след, за который придется платить дополнительный налог. Российские компании будут платить его не в бюджет нашей страны, а Евросоюзу. Предполагается, что средства от углеродного налога пойдут в глобальные фонды для реализации климатических проектов. В любом случае эти деньги уйдут из России.

С одной стороны, нововведение будет постепенно сжимать наши рынки сбыта и снижать потребление нефти и газа в Европе. С другой стороны, любые другие товары, которые мы продаем европейцам, например, металлы, будут также иметь углеродный след. В энергобалансе России превалируют как раз углеводороды: нефть, газ и уголь, поэтому углеродный след у российских товаров будет относительно высокий. Вся наша продукция на европейском рынке станет менее конкурентоспособной, из-за чего может снизиться доля экспорта. Для России эти нововведения ничего хорошего не несут.

Для европейцев введение углеродного налога – это изменение правил игры на торговых площадках, изменение правил торговли в глобальном масштабе. Например, в Китае потребляют много угля и производят дешевую энергию, поэтому себестоимость товаров низкая. Эти более дешевые товары более конкурентоспособны на европейском рынке по сравнению с собственно европейскими товарами, которые производят из дорогой энергии возобновляемых источников, поэтому промышленный сектор в Европе постепенно умирал.

Теперь всё будет наоборот. Товары, произведенные в странах, где дешевая энергия добывается из традиционных источников, будут облагаться углеродным налогом. Если раньше традиционная энергетика была конкурентным преимуществом, то теперь она становится обременением. Возобновляемые источники энергии были обременением для европейцев из-за дороговизны производимой энергии, теперь они становятся конкурентным преимуществом, потому что, производя товар при помощи ВИЭ, не нужно платить углеродный налог. Вся глобальная торговля меняется с ног на голову. Конкурентное преимущество становится обременением. Для европейцев эта реформа очень выгодна.

Чем больше Европа будет развивать возобновляемые источники энергии, тем меньше она будет импортировать, например, газ. Но производители остаются, и им придется конкурировать, при этом снижая цену. Рынки будут сжиматься, конкуренция расти, цена снижаться. Таким образом европейцы получат дешевые углеводороды в течение периода, когда еще будут ими пользоваться. По крайней мере такова идея европейцев. Она зафиксирована в документе European Green Deal: к 2050 году отказаться от использования углеводородов как таковых и использовать только ВИЭ.

Здесь возникает вопрос, а смогут ли они выполнить эту программу. Раньше были подобные амбициозные планы. Зачастую постоянно переносились сроки. Volvo заявляла, что с 2018 года не будет выпускать машины с двигателем внутреннего сгорания, а только электрокары. Но до сих пор выпускает, хотя электрические версии появились. По планам Евросоюза возможна коррекция. Наверное, в ближайшие десятилетия (до 2050-2060 гг.) мир не откажется от углеводородов, скорее, будет развиваться межтопливная конкуренция.

Для России самый простой выход из ситуации: перенаправить объемы нефти, которые мы продаем европейцам, в другие страны (азиатские государства), которые не имеют столь радикальных программ отказа. По газу сложнее, потому что больше всего газа мы продаем в Европу. Но европейцы говорят, что им нужен водород, чтобы хранить энергию. Например, чтобы ночью производить из энергии водород, когда ветряк крутится, а потребления нет. Днем, когда, например, ветряк не крутится, водород будут обратно переводить в энергию. Такого водорода европейцам будет недостаточно, поэтому придется импортировать. Самый простой способ сделать водород – добыть его из метана, из нашего природного газа. Может сложиться ситуация, что мы будем делать водород из природного газа и продавать Европе. Газовая отрасль вполне может встроиться в новые реалии и продавать водород».

Источник: Журналистская правда, 27.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики