Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Имидж и перехват заказов на СПГ: зачем России газопровод «Пакистанский поток»

Имидж и перехват заказов на СПГ: зачем России газопровод «Пакистанский поток»

Россия и Пакистан подписали соглашение о строительстве «Пакистанского потока»

В Минэнерго объявили о подписании соглашения с Пакистаном, которое позволит в ближайшее время начать строительство газопровода «Пакистанский поток» (бывший «Север — Юг»). Проект стоял на паузе в том числе из-за американских санкций против Ростеха, который должен был участвовать в его реализации. Эксперты считают, что Россия получит и имиджевые, и коммерческие дивиденды даже без прямых поставок своего газа по пакистанской трубе.

Министр энергетики Николай Шульгинов и посол Пакистана Шафкат Али-Хан в пятницу, 28 мая, подписали соглашение, которое позволит сменить попавшего под санкции российского подрядчика и возобновить работу над переименованным проектом газопровода «Пакистанский поток». 

«Профильными ведомствами наших стран проведена большая работа по подготовке этого протокола, его подписание позволит нашим компаниям в самое ближайшее время начать практическую реализацию проекта, тем самым помочь пакистанской стороне укрепить собственную энергетическую безопасность и повысить использование природного газа как экологически чистого источника энергии», — цитирует Минэнерго Николая Шульгинова.

По договоренностям от 2015 года, со стороны России проектом должна была заниматься компания «РТ — Глобальные ресурсы», входящая в госкорпорацию «Ростех», а со стороны Пакистана — Inter State Gas Systems. Однако сначала стороны не могли договориться о тарифах на прокачку газа, а позже «Ростех» попал под санкции США.

Теперь стало известно, что трубопровод будет строить компания специального назначения (SPV), а за российской стороной в ней будет закреплена доля не менее 26%. Вместо структуры «Ростеха» для участия России в проекте планируется создать компанию, учредителями которой будут ФГУП «Центр эксплуатационных услуг» Минэнерго РФ, Евразийский трубопроводный консорциум, а также Трубная металлургическая компания (ТМК), сообщает агентство «Прайм». Свою часть финансирования Россия внесет в проект в виде денежного вклада или услуг и продукции, используемых для реализации. Российская сторона будет иметь право решающего голоса при выборе подрядчиков, а также по вопросам проектирования, инжиниринга, поставок и строительства.

Пакистан отчаянно нуждается в энергоресурсах, в частности в газе, но пока ни один трубопровод из запланированных в стране не построен, пояснил «Газете.Ru» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового Университета Станислав Митрахович. Проект из Ирана Peace Pipeline подвис из-за американских санкций в отношении Ирана и плохих отношений Пакистана с Индией, через которую надо вести трубу. Проект трубопровода из Туркмении (ТАПИ, по первым буквам стран: Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия) также не реализован, потому что никто не рискует вести линию через Афганистан, где продолжается война.

Поэтому страна хочет получить хотя бы внутреннюю трубу. Газопровод протяженностью 1 100 километров с пропускной способностью до 12,4 млрд кубометров в год должен связать терминал в портовом городе Карачи на юге Пакистана с городом Лахором на севере страны, а поставляемый газ пойдет главным образом на собственные нужды Пакистана.

Россия может получить и имиджевые, и коммерческие дивиденды, даже если не будет поставлять свой сжиженный природный газ Пакистану, считает Митрахович. «Рост потребления СПГ в Пакистане будет означать перехват части газа с других направлений: что-то уйдет в Пакистан — меньше уйдет, скажем, в Китай, а туда мы уже поставляем СПГ», — отмечает он. Пакистан может перетянуть на себя ряд поставщиков СПГ, например, Катар, который предпочтет продать газ ближе, чем везти его в страны Европы — что также выгодно России, потому что это уменьшит конкуренцию поставщиков на европейском рынке и повысит спрос на российский газ.

А имиджевая история заключается в том, что Россия реализует в странах третьего мира проекты, которые Запад не хочет или не может реализовывать, а также сможет утереть нос Китаю, чье влияние очень сильно в Пакистане, полагает Станислав Митрахович из Фонда национальной энергетической безопасности.

Автор: Маргарита Соболь

Источник: Газета.Ru, 28.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики