Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Имидж и перехват заказов на СПГ: зачем России газопровод «Пакистанский поток»

Имидж и перехват заказов на СПГ: зачем России газопровод «Пакистанский поток»

Россия и Пакистан подписали соглашение о строительстве «Пакистанского потока»

В Минэнерго объявили о подписании соглашения с Пакистаном, которое позволит в ближайшее время начать строительство газопровода «Пакистанский поток» (бывший «Север — Юг»). Проект стоял на паузе в том числе из-за американских санкций против Ростеха, который должен был участвовать в его реализации. Эксперты считают, что Россия получит и имиджевые, и коммерческие дивиденды даже без прямых поставок своего газа по пакистанской трубе.

Министр энергетики Николай Шульгинов и посол Пакистана Шафкат Али-Хан в пятницу, 28 мая, подписали соглашение, которое позволит сменить попавшего под санкции российского подрядчика и возобновить работу над переименованным проектом газопровода «Пакистанский поток». 

«Профильными ведомствами наших стран проведена большая работа по подготовке этого протокола, его подписание позволит нашим компаниям в самое ближайшее время начать практическую реализацию проекта, тем самым помочь пакистанской стороне укрепить собственную энергетическую безопасность и повысить использование природного газа как экологически чистого источника энергии», — цитирует Минэнерго Николая Шульгинова.

По договоренностям от 2015 года, со стороны России проектом должна была заниматься компания «РТ — Глобальные ресурсы», входящая в госкорпорацию «Ростех», а со стороны Пакистана — Inter State Gas Systems. Однако сначала стороны не могли договориться о тарифах на прокачку газа, а позже «Ростех» попал под санкции США.

Теперь стало известно, что трубопровод будет строить компания специального назначения (SPV), а за российской стороной в ней будет закреплена доля не менее 26%. Вместо структуры «Ростеха» для участия России в проекте планируется создать компанию, учредителями которой будут ФГУП «Центр эксплуатационных услуг» Минэнерго РФ, Евразийский трубопроводный консорциум, а также Трубная металлургическая компания (ТМК), сообщает агентство «Прайм». Свою часть финансирования Россия внесет в проект в виде денежного вклада или услуг и продукции, используемых для реализации. Российская сторона будет иметь право решающего голоса при выборе подрядчиков, а также по вопросам проектирования, инжиниринга, поставок и строительства.

Пакистан отчаянно нуждается в энергоресурсах, в частности в газе, но пока ни один трубопровод из запланированных в стране не построен, пояснил «Газете.Ru» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового Университета Станислав Митрахович. Проект из Ирана Peace Pipeline подвис из-за американских санкций в отношении Ирана и плохих отношений Пакистана с Индией, через которую надо вести трубу. Проект трубопровода из Туркмении (ТАПИ, по первым буквам стран: Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия) также не реализован, потому что никто не рискует вести линию через Афганистан, где продолжается война.

Поэтому страна хочет получить хотя бы внутреннюю трубу. Газопровод протяженностью 1 100 километров с пропускной способностью до 12,4 млрд кубометров в год должен связать терминал в портовом городе Карачи на юге Пакистана с городом Лахором на севере страны, а поставляемый газ пойдет главным образом на собственные нужды Пакистана.

Россия может получить и имиджевые, и коммерческие дивиденды, даже если не будет поставлять свой сжиженный природный газ Пакистану, считает Митрахович. «Рост потребления СПГ в Пакистане будет означать перехват части газа с других направлений: что-то уйдет в Пакистан — меньше уйдет, скажем, в Китай, а туда мы уже поставляем СПГ», — отмечает он. Пакистан может перетянуть на себя ряд поставщиков СПГ, например, Катар, который предпочтет продать газ ближе, чем везти его в страны Европы — что также выгодно России, потому что это уменьшит конкуренцию поставщиков на европейском рынке и повысит спрос на российский газ.

А имиджевая история заключается в том, что Россия реализует в странах третьего мира проекты, которые Запад не хочет или не может реализовывать, а также сможет утереть нос Китаю, чье влияние очень сильно в Пакистане, полагает Станислав Митрахович из Фонда национальной энергетической безопасности.

Автор: Маргарита Соболь

Источник: Газета.Ru, 28.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики