Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Германия заменит Украину на газовом рынке Европы

Германия заменит Украину на газовом рынке Европы

Запуск "Северного потока-2" сделает Германию крупнейшей страной по объемам транзита газа в другие страны Европы. По этим возможностям страна обойдет Украину, которая в лучшие времена переправляла через свою территорию свыше 100 миллиардов кубометров российского газа в год. Совпадение или нет, но 1 июня стало известно о создании в Германии единого газового рынка под контролем одного оператора и начале работы с октября этого года газовой биржи Trading Hub Europe (THE).

Такое усиление позиций одной страны на энергорынке может вызвать беспокойство не только в Европе, но и в России, поскольку поставки только по двум "Северным потокам" (суммарно 110 миллиардов кубометров в год) превысят среднегодовые запросы Германии в газе (в 2019 году страна потребила около 90 миллиардов кубометров). Получает она его напрямую не только из России, но и с месторождений Северного моря и из Норвегии. Всего же мощности работающих газопроводов в Германию, не считая транзитные поставки через Украину, Беларусь и Нидерланды, составляют 168 миллиардов кубометров в год. Евросоюз без Германии потребляет ежегодно около 379 миллиардов кубометров газа.

Нас, конечно, волнует, не станет ли Германия подобно Украине шантажировать Россию своими транзитными мощностями, сбивая цены на газ для себя. По мнению экспертов, такое едва ли возможно.

"Определяющий фактор - это подход к ведению бизнеса", - говорит замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Немецкие компании создают совместные предприятия с "Газпромом", а российская сторона имеет доступ на внутренний рынок Германии, участвует в разработке мощностей для хранения и добычи углеводородов на территории Европы. Конечно, могут возникнуть проблемы при взаимодействии с государственным аппаратом. Но эти теоретически возможные разногласия лежат в иной плоскости, нежели проблемы с Украиной. Германия не будет требовать отдавать ей газ бесплатно и при этом многократно увеличивать тарифы на прокачку, уточнил эксперт.

Еще один вопрос связан с распределением объемов поставок по различным транзитным маршрутам. Бытует мнение, что запуск "Северного потока-2" снизит или остановит украинский транзит. Но вполне возможен и другой вариант, уменьшение поставок по газопроводу "Ямал-Европа", проходящему через Беларусь. Для Минска никаких убытков от такого решения не последует, собственником газопровода на белорусской территории является "Газпром". А вот следующая дальше по маршруту Польша окажется в накладе.

С Украиной у нас подписан контракт до 2024 года, а вот с Польшей никакого контракта нет, говорит Фролов. Как и требовали того польские политики, российская компания перешла на европейские принципы работы с местным газотранспортным оператором. То есть российская сторона участвует в аукционах, на которые выставляются газотранспортные мощности. Если эти мощности по каким-то причинам не нужны, то "Газпром" просто не участвует в аукционах, пояснил эксперт.

Для стран Европы запуск "Северного потока-2" возможно будет означать перераспределение сил на газовом рынке ЕС. В Германии существовало два газовых хаба (газораспределительных центра, расположенных в центре инфраструктуры, а также торговые площадки для газа). Они принадлежали двум разным компаниям NCG и Gaspool, которые 1 июня объявили об их объединении, на одной торговой площадке.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, объединенный хаб будет претендовать на роль ведущего в континентальной Европе, учитывая масштабы немецкого рынка и потоки газа, которые через него будут проходить после запуска "Северного потока-2". Позиции Германии укрепятся, как распределительного хаба в Европе, но это лишь отражение ее места на рынке газа ЕС и в экономике блока, считает Гривач.

Через Германию пойдут примерно 20% от потребляемого Европой газа (учитывая внутренне потребление страны). Создание THE, если немного утрировать, может сделать Германию важнейшим центром ценообразования на газ в ЕС, каковым сейчас по факту является TTF (хаб в Нидерландах).

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 02.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики