Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политизация энергетического сотрудничества, как пример неудачного решения с любой точки зрения

Политизация энергетического сотрудничества, как пример неудачного решения с любой точки зрения

Эксперты из США и Германии обсудили беспокойство Вашингтона в отношении "Северного потока — 2". Речь шла, в частности, и рисках для украинской и европейской энергобезопасности, говорится в сообщении, распространенном пресс-службой администрации президента США.

Ранее Белый дом констатировал, что помешать строительству газопровода теперь сложно, поскольку он практически достроен. Как известно, администрация Джо Байдена отказалась от новых санкций против компании Nord Stream 2 AG, реализующей российский проект, объяснив это национальными интересами США. Однако затем Вашингтон ввел ограничительные меры против российских организаций и 13 судов по проекту газопровода. В частности, против "Морской спасательной службы", "Мортранссервиса", Самарского Теплоэнергетического имущественного фонда, "Коксохимтранса".

Напомним, что СП-2 предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. В России неоднократно призывали прекратить упоминать "Северный поток — 2" в контексте какой-либо политизации, так как это коммерческий проект, выгодный как России, так и Евросоюзу.

При этом эксперты подчеркивают,что прямой возможности влиять на газопровод СП-2 у США уже не будет. Так или иначе, но проект завершат. И Россия, по мнению ряда аналитиков, гипотетически сможет с большими или меньшими потерями отказаться от транзита газа через украинскую ГТС. Украина в этом случае окажется перед дилеммой: ещё больше ограничить торговые связи с Россией или попытаться пойти на дополнительные компромиссы, в том числе обеспечить себе выгоду от европейского запрета на заполнение трубы газом одного поставщика (для чего придётся отделить друг от друга экономику и политику).

Действительно, единственное, что могут предпринять противники СП-2 после ввода газопровода в эксплуатацию — использовать европейское антимонопольное регулирование. Интересно при этом, что по некоторым данным, между акционерами проекта ("Газпромом",с одной стороны и Wintershall, E.ON Ruhrgas, Nederlandse Gasunie и GDF Suez с другой) существует внутренний конфликт. Якобы европейские партнеры требуют от россиян существенного уменьшения её доли, то есть фактической передачи СП-2 под их управление и в их собственность.

По слухам, аналогичные требования распространяются и на первый "Северный поток", который могут заставить работать на 50% своей проектной мощности, отменив после осенних выборов в бундестаг прошлогоднюю поправку, выводящую "СП-1" из-под действия норм Газовой директивы ЕС сроком на 20 лет, до 2039 года. Впрочем, даже половинная загрузка газопровода не является, по мнению экспертов, катастрофой для Газпрома.

Кстати говоря, вроде бы Варшава готова предложить Берлину газопровод Baltic Pipe вместо "Северного потока-2". Как заявил недавно пресс-секретарь польского правительства Петр Мюллер, "европейская солидарность в этой области должна быть однозначной".

Baltic Pipe планируют запустить в 2022 году, его емкость пока не разглашается, но в 2001-м оговаривалось, что она составит не менее пяти миллиардов кубометров в год.

В эфире радио Sputnik эксперт Финансового университета при Правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков объяснил, почему Baltic Pipe не может быть заменой "Северному потоку–2".

"Непонятно, как вообще можно сравнивать Baltic Pipe и "Северный поток-2". Baltic Pipe – это труба, максимальная мощность которой может достигать только 10 миллиардов кубов, а "Северный поток–2" – это 55 миллиардов кубов. Кроме того, Baltic Pipe – это труба с очень ограниченной ресурсной базой. Она идет из Норвегии, а там добыча газа не растет и вскоре будет уменьшаться, потому что падает добыча на старых месторождениях, а новые не вводятся в эксплуатацию, не инвестируются – норвежцы считают, что слишком низкие цены на европейском газовом рынке, чтобы новые месторождения разрабатывать. Вообще стоит вопрос, чем заполнять этот Baltic Pipe – в отличие от "Северного потока-2", который имеет практически неограниченную ресурсную базу", – сказал Игорь Юшков.

Кроме того, по его словам, объема Baltic Pipe хватит только для самой Польши, если она откажется от российского газа, о чем постоянно заявляет.

"Это довольно лукаво со стороны поляков говорить, мол, Baltic Pipe все доставит Берлину. Baltic Pipe должен быть полностью загружен только для нужд Польши к 2022 году, потому что они заявляют, что откажутся от закупок российского газа. А чтобы чем-то его заменить, надо исключительно для Польши загрузить эту трубу. То есть там не будет лишних объемов. Поэтому, как ни крути, это исключительно лукавое заявление", – заключил Игорь Юшков.

Наконец, буквально на этой неделе Апелляционный совет по вопросам окружающей среды и пищевых продуктов Дании отозвал разрешение, выданное управлением по охране окружающей среды на строительство Baltic Pipe. Основанием для такого решения стало, что агентство по охране окружающей среды недостаточно изучило вопрос о защите дикой природы при прокладке трубопровода.

В общем, альтернативы СП-2 не предвидится. А введение санкций после завершения его постройки наносит удар вовсе не по России, а в первую очередь по Германии. Единственная сторона, способная оказать санкционное влияние на РФ – это сам Евросоюз. Однако, являясь не только главным интересантом взаимодействия с Россией, но и очевидным сторонником деэскалации локальных конфликтов, ЕС на такой шаг вряд ли пойдёт.

Хотя, если на выборах в Германии победят "зеленые" (которые являются принципиальными и категорическими противниками проекта) картина может и поменяться. Однако пока об этом можно говорить только в теории.

Показательно, что как бы на смену скандала вокруг "Северного потока", в информационном пространстве возникает новый сюжет — глава МИД ФРГ заявил на днях о возможности ввести санкции, блокирующие транзит газа через Белоруссию по трубопроводу "Ямал-Европа". Эти средне- или долгосрочные санкции по мнению западных политиков нанесут серьезный урон и Белоруссии, и России с перспективой направить недовольство пострадавших крупных российских производителей газа против существующей власти.

Но и в этом случае под ударом окажется экономика стран-инициаторов. В топливно-энергетическом балансе ФРГ российский газ занимает 26,6%. Причем в первом квартале 2021 года его доля продолжала увеличиваться, вытесняя нефть и компенсируя сокращение производства на АЭС. Ни норвежский, ни катарский, ни тем более американский СПГ заменить российские поставки не в состоянии ни по объёмам, ни по стоимости. Загрузка украинской ГТС в обход Белоруссии повысит цену газа для конечного потребителя в Германии на 10-15%, что мгновенно скажется на политической стабильности государства.

По всему выходит, что совет Москвы не политизировать энергетическое сотрудничество, самое дельное, что можно предложить. Как говорят в таких случаях, хорошое решение удобно для всех.

Источник: Politanalitika.ru, 03.06.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики