Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Митрахович: после слов Путина остановить «СП-2» не сможет даже «зеленый» канцлер

Митрахович: после слов Путина остановить «СП-2» не сможет даже «зеленый» канцлер

Владимир Путин в своем выступлении на ПМЭФ сообщил, что укладка первой нитки «Северного потока – 2» завершена, вторая нитка будет готова через 1,5-2 месяца.

Путин подчеркнул, что через «Северный поток – 2» немецкие потребители будут получать газ дешевле, чем через газопроводы, проходящие по территории других стран. Президент также заявил, что с экологической точки зрения российский газ – самый чистый в мире.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович рассказал «Журналистской правде», когда будет введен в эксплуатацию «Северный поток – 2» и могут ли появиться еще какие-то препятствия на пути газопровода.

«Основные проблемы со строительством уже решены. Сейчас необходимо сварить соединение частей первой нитки «Северного потока – 2». Путин сказал, что на это может потребоваться порядка 10 дней. Если будет хорошая погода, судно «Фортуна» может справиться и за неделю. В любом случае это небольшие сроки. Потом начнутся пусконаладочные работы, которые могут занять несколько месяцев. Параллельно необходимо достроить вторую нитку «Северного потока – 2», там осталось несколько десятков километров. Строительством занимается «Академик Черский». Не исключено, что удастся присоединить «Фортуну» к этой работе после завершения сварочных работ. После этого в течение нескольких месяцев можно ожидать завершения стройки второй нитки. Путин оценил сроки в два месяца. Летом погода хорошая, хотя бывают эксцессы во время стройки, не связанные с погодой.

В дальнейшем могут быть риски. От эскалации санкционного давления США отказались, поскольку это ведет к излишней конфронтации по линии Вашингтон-Берлин, которую Америка не может себе позволить сейчас. Риски может создать новое правительство Германии, которое будет сформировано по итогам сентябрьских федеральных выборов. По опросам популярность имеет партия «зеленых», выступающая против проекта СП-2. Не исключено формирование правительства под руководством нового «зеленого» канцлера, который может вставлять палки в колеса проекта. Вместе с тем нужно понимать, что стройка возможно уже будет завершена к тому времени, потому противодействовать проекту будет сложнее. Кроме того, вряд ли правительство будет однопартийное. Скорее всего, будет сформирована политическая коалиция, в которой будут другие партнеры. Например, партия христианских демократов, которая будет выступать за продолжение работы по проекту. «Зеленым» придется учитывать мнения партнеров по коалиции и мнение бизнеса, который вложился в проект, в инфраструктуру на территории Германии и на территории Чехии. В случае отказа от СП-2 будут судебные иски, поэтому правительство Германии будет считаться с проектом, даже если его возглавит «зеленый» канцлер.

В дальнейшем нас ждет эпопея по выводу «Северного потока – 2» из-под антимонопольного регулирования. Дело в том, что по измененным в 2019 году нормам права Евросоюза СП-2 попадает под антимонопольное регулирование, под третий энергопакет. Для того, чтобы его вывести и эксплуатировать на полную мощность тоже потребуется время.

Думаю, у Германии экономический интерес к проекту сохранится, потому что появится возможность контролировать транзит газа в регионе Центральной Европы и поставки газа в Восточную Европу и даже на север Италии. Интерес Германии поможет вывести проект из-под антимонопольного регулирования. Такие схемы существуют: можно проводить аукционы на бронирование мощности, организовать виртуальный хаб в Балтийском море, продавать газ на выходе с территории России. Варианты существуют, но их придется оформлять через процедуры, что тоже займет время».

Опубликовано: Журналистская правда, 04.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики