Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» готовится к преодолению

«Северный поток-2» готовится к преодолению

Почему у газопровода могут возникнуть проблемы после завершения строительства

Работы по укладке «Северного потока-2» почти закончены, но его проблемы только начинаются. И Москва, и компания-оператор газопровода готовы к трудностям, заявил постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов. В выходные российский президент Владимир Путин объявил о завершении укладки первой нитки энергомагистрали. Источники СМИ в «Газпроме» позже сообщили, что вторую нитку смогут достроить к августу. Что ждет этот проект на следующем этапе? И насколько решаемы проблемы? Выяснял Григорий Колганов. 

Не успел Владимир Путин заявить об успешном завершении укладки первой нитки газопровода, как в Еврокомиссии заявили — подтвердить эту информацию не можем. Технически об окончании строительства, действительно, пока говорить рано, отмечает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович, еще на этом этапе проекту можно создать проблемы: «Необходимо провести сварочные работы стыка первой нитки, нужно еще достроить вторую нитку. Не исключены провокации со стороны каких-нибудь польских сил.

Сейчас там проходят непонятные яхты на расстоянии нескольких сотен метров. Могут быть эксцессы вроде случайного тарана, который потом будет объяснен как несчастный случай, например».

Но вероятность завершения работ все-таки крайне высока, а дальше газопровод будет ждать процедура сертификации, то есть проверки на соответствие европейским нормам безопасности. Здесь уже проблема посерьезнее: крупнейший игрок на рынке этих услуг — норвежская компания DNV — испугалась американских санкций. Других желающих, по крайней мере, публично, пока не нашлось.

Но нечто подобное происходило со страхованием судов-трубоукладчиков, и в итоге вопрос удалось решить. Видимо, тем же путем пойдут и в этот раз, рассуждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Некоторые европейские компании отказываются от участия в проекте из-за санкций США. На примере страховок для судов, которые выполняют строительство, тоже говорили, что западные компании страховать не будут, но кто-то их застраховал. Вероятно, таким же образом, не публично, но проблема с сертификатами тоже решена. Однако возможно, какие-нибудь псевдо экологи опять могут подавать в суды под предлогом того, что сертификаты какие-то не те».

После сертификации начнется прокачка газа европейским потребителям. Но здесь «Северный поток-2» ждут новые трудности. Проект подпадает под антимонопольное законодательство Евросоюза, оно запрещает наполнять трубу более чем наполовину одному экспортеру.

Подключить еще одного поставщика к глубоководному газопроводу — задача технически нереализуемая, но есть несколько сценариев, как обойти это ограничение, говорит Станислав Митрахович из Финансового университета: «Вариантов несколько. Первый — аукционы на бронирование мощности, второе — виртуальный хаб Балтийского моря, третий вариант —либерализация российского экспортного законодательства. "Газпром" будет прокачивать газ по "Северному потоку-2" собственный, и, возможно, jy будет заполнен чьим-то чужим газом. Условно, авиакомпания Wintershall купила газ у "Газпрома", и дальше по трубопроводу уже идет прокачка их газа».

Но если технические и юридические вопросы решаемы, то как насчет политических? Соединенные Штаты заявляли, что мешать достройке газопровода бессмысленно, поскольку оно практически завершено.

Однако это не значит, что Вашингтон не попытается ввести санкции против работающего проекта, полагает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, впрочем, с американской стороны потребуется еще больше усилий: «Политикам вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов в Европе или в США не просто неудобно, даже законом запрещено. Поэтому нужно будет объявлять или что-то типа форс-мажора, чуть ли не военного положения, которое позволило бы ввести политические санкции против экономического объекта».

Преодолев все эти преграды, «Газпром» сможет, наконец, качать дополнительный газ в Европу. Но в каких объемах нуждается Евросоюз? Удастся ли загрузить новый трубопровод на полную мощность? В этом есть сомнения, ведь и действующих магистралей достаточно, чтобы покрыть потребность континента в топливе, продолжает Михаил Крутихин: «Даже без "Северного потока-2" у других маршрутов мощность в два раза больше, чем европейцы могут запросить. Если посмотреть на "Северный поток-1" и прибавить маршрут, который идет через Беларусь и Польшу, даже без учета украинского маршрута — это почти 90 млрд кубометров в год. Германия потребила в 2019 году 57 млрд кубометров».

Власти Германии накануне заявили, что после запуска «Северного потока-2» транзит через Украину нужно сохранить. Для Берлина это имеет «центральное значение». По мнению собеседников “Ъ FM”, газопровод заработает в полную силу не раньше 2022 года, то есть на два года позже запланированного срока. И есть немало факторов, которые этот процесс могут растянуть еще больше.

Автор: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 07.06.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики