Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефть по $70 - иранская сделка и железные нервы ОПЕК+

Нефть по $70 - иранская сделка и железные нервы ОПЕК+

Первая неделя лета ворвалась на рынок нефти новым локальным максимумом — котировки Brent пробили $71 за баррель, выйдя на уровень докризисного 2019 года. Активная вакцинация в странах и улучшение пандемической ситуации позитивным образом сказались на перспективах рынка. Так, в МЭА ожидают быстрого восстановления спроса, что вернет потребление на докризисные уровни примерно через год. При этом генсекретарь ОПЕК+ заявил, что докризисные уровни могут быть достигнуты раньше - уже в 4 квартале 2021 года. Александр Новак также считает, что мировой спрос на нефтепродукты восстанавливается быстрее ожиданий.

На этом фоне никого на рынке не удивила июньская министерская встреча ОПЕК+, в рамках которой было принято решение продолжить увеличение добычи нефти в рамках согласованного 1 апреля плана. С июня поставки нефти на рынок увеличатся на 700 тыс. барр/сут., а в июле - еще на 841 тыс. При этом на встрече не обсуждался "иранский" вопрос, что было воспринятокак признак отсутствия существенных рисков для рынка в случае роста добычи в Иране. К тому же представитель иранского правительства Али Рабии отметил, что участники переговоров по ядерной сделке рассчитывают выйти на финишную прямую лишь в августе.

Каковы ближайшие перспективы нефтяного рынка? Цены подошли к максимумам года - насколько фундаментально обоснованы эти уровни? Чего ждать дальше от котировок «черного золота»? Как повлияет на рынок снятие американских санкций с Ирана? Не слишком ли позитивны эксперты в оценке восстановления спроса? Каково текущее состояние российских нефтегазовых компаний и сектора в целом? Насколько интересны их бумаги для инвестиций?

Участники конференции:

  • Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "РЕГИОН"
  • Екатерина Крылова, управляющий эксперт департамента стратегии и проектов развития "Промсвязьбанка"
  • Оксана Лукичева, аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер"
  • Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
  • Дмитрий Баженов, ведущий аналитик отдела анализа финансовых рынков "КИТ Финанс Брокер"
  • Игорь Евсин, аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал"
  • Анна Зайцева, ведущий аналитик отдела информации и анализа мировых рынков "ФИНАМ"
  • Сергей Кауфман, аналитик "ФИНАМ"

- Есть ли вероятность нового обвала нефтяных цен в этом году? Что может к этому привести? Коронавирус пока не побежден и в ряде регионов мира ситуация остается сложной. Не слишком ли позитивны эксперты указанных нефтяных организаций?

Пасечник: - Конечно, риск "отката" котировок на "черное золото" не снят. Пандемия еще вовсе не побеждена, а мутации коронавируса нивелирует эффект от вакцинации. Так что неопределенность с горизонтом коронакризиса - генеральная угроза прогрессу рынку энергоресурсов. Правда, в арсенале противостоять возможному обвалу цены барреля - опыт действий ОПЕК+ в 2020 году, когда были оформлены беспрецедентные лимиты на добычу нефти.

Кто из мировых нефтегазовых компаний более всего преуспел в диверсификации и переходе на альтернативные направления энергетики?

Пасечник: Да, сегодня большинство глобальных нефтегазовых концернов нацелились на энергетический переход. Хотя есть и любопытные свежие кейсы - так, к примеру, некоторые институциональные акционеры Exxon активно критикуют концерн за стратегию ставок на рост добычи углеводородов и его слабое внимание к проработке доктрины устойчивого развития.

Поставляет ли сейчас Иран нефть на мировой рынок или он полностью лишен этой возможности? Если санкции против него отменят, то возможно ли, что Иран согласует свои действия с государствами ОПЕК+ по увеличению предложения нефти в мире, чтобы не обрушить мировые цены на нефть? Или он относится к ОПЕК негативно и не станет договариваться с организацией? А может, стране так нужны деньги, что она будет предлагать всем и каждому свою нефть буквально за бесценок, только чтобы пополнить бюджет?

Пасечник: Безусловно, иранская нефть и сейчас, в условиях режима санкций, присутствует на мировом рынке. Но теперь все более ожидаем прогресс в переговорах Тегерана с Вашингтоном по "ядерной сделке". И вероятный сценарий с финализацией пакетных договоренностей предполагает ослабление санкций США в адрес иранского энергосектора. Так что в итоге нефти в республике гораздо больше будет добываться, и после поставляться за нацпериметр. Естественно, такое развитие событий учитывает ОПЕК+: чтобы не допустить биржевой волатильности котировок на "черное золото" из-за восстановления отраслевой позиции Ирана на рынке, альянс может перейти к ужесточению добычных квот.

Каковы причины сегодняшнего роста цен на нефть? Ведь и лето в Северном полушарии, отопительный сезон закончился. И страны ОПЕК+ добывают больше нефти, и экологическую повестку никто не отменял. Неужели дело только в увеличении спроса? Или есть и другие факторы?

Пасечник: Рост мирового спроса на нефть - прежде всего реакция рынка из-за сворачивания карантинных ограничений. Плюс работает высокий спрос на "черное золото" в Китае. Также помогает дорожать баррелю и монетарный фактор - все-таки политика ФРС в части поддержки доллара весьма посредственная.

Нефть по 100 увидим в этом году или в следующем? Если не увидим, то какой предел роста по нефти марки лайт?

Пасечник: Ряд глобальных инвестбанков в этом году уже объявили о начале нового суперцикла на рынке нефти. То есть прогнозный настрой бычий. Полагаю, что здесь масса оговорок, конечно. К примеру, до сих пор не ясен вектор мировой пандемии, и поэтому футурологический консенсус ближе к тому, что взятие рубежа в $100 за бочку Brent если и состоится, то не ранее, чем в следующем году.

Источник: Finam.ru, 03.06.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики