Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Надуть по-крупному": Литва мечтает накачать Польшу газом

"Надуть по-крупному": Литва мечтает накачать Польшу газом

Литва надеется на экспорт газа в северную и южную часть Польши до тех пор, пока Варшава не построит терминал СПГ в Гданьске.

Клайпедский терминал сжиженного газа выгоден соседней Польше, пишет Kauno diena. Газ, поступающий в Сувалкский регион Польши через Клайпедский терминал СПГ, транспортируется из Клайпеды с 2017 года.

С завершением строительства литовско-польского газопровода (GIPL) подача газа в Польшу вырастет еще больше. GIPL соединит газовые системы двух стран.

По этому трубопроводу СПГ будет поставляться из Клайпеды на газовую электростанцию ​​мощностью 750 мегаватт в Остроленке, что находится примерно в 170 км от города Сувалки.

От Остроленка до Клайпеды – 510 км, до порта Гданьск – около 300 км, но газового терминала там пока нет. Ближайший такой терминал находится в Польше, в порту Свиноуйсьце в 700 км. Поэтому страна выбрала Клайпедский СПГ для поставок газа в северную часть Польши.

Трубопровод GIPL может импортировать в Польшу до 1,9 млрд кубометров газа в год. На Остроленскую ГРЭС, которую планируется построить в 2023 году, потребуется 500–750 млн кубометров газа.

Польша также построит на своей территории ветку газопровода "Север – Юг" протяженностью в 343 км. В Литве трубопровод строится от района Ширвинтос до границы с Польшей в районе Лаздияй. Строительство газопровода запланировано на конец этого года.

"Пока нет газового терминала в Гданьском регионе, благоприятный экспортный рынок для Клайпедского терминала СПГ формируется в Северной и Южной Польше", – отмечает издание.

По соединению GIPL планируется поставлять газ не только в Польшу, но и из Польши в Литву, а через нее – в другие страны восточной части Балтийского моря. В направлении Литвы можно будет транспортировать до 27 ТВт-ч газа в год, а в Польшу – до 21 ТВт-ч.

Проблемы GIPL

Между тем газопровод GIPL по истечении времени после запуска может так и не выйти на полную мощность, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

"[Газопровод GIPL] почти построили, но что ему качать, в какую сторону – пока непонятно. Как правило, мы видим, что за последние лет десять все, что подобное было построено в Евросоюзе, – оно либо вообще не используется, либо используется, но далеко не на полную мощность", – ранее объяснил Юшков порталу Baltnews.

"Да, газопровод обеспечивает возможность перетоков между разными странами, но если стране нужно получать газ, то она целенаправленно строит газопровод или СПГ-терминал для себя, а при перетоках друг дружке возникает вопрос: кому качать? Конечно, Польша хочет качать в Литву, а Литва, наоборот, хочет в Польшу", – отметил эксперт.

Юшков напомнил, что как у Польши, так и у Литвы есть приемные для газа СПГ-терминалы, однако ни у одной из стран терминал за всю историю своего существования не был загружен на полную мощность.

Источник: Baltnews.lt, 08.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики