Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливный рекорд России вызовет зависть дефицитной Украины

Топливный рекорд России вызовет зависть дефицитной Украины

Рекордный объем запасов бензина и дизельного топлива в России стал результатом совместной работы ведомств по предотвращению роста цен, рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня».

Объем запасов дизельного топлива и бензина в Российской Федерации достиг рекорда впервые по состоянию на период с 26 мая по 2 июня 2021 года. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на копию протокола биржевого комитета Федеральной антимонопольной службы (ФАС). 

Мониторинг внутреннего рынка топлива проводит специализированный комитет, куда входят представители ФАС, Министерства энергетики России и нефтяных компаний, которые, как заявили в антимонопольном ведомстве, изменили планы по реализации нефтепродуктов в сторону повышения.

Начало июня демонстрировало «высокий уровень запасов бензинов и дизельного топлива, превышающий показатели 2020 и 2019 годов», говорится в протоколе биржевого комитета ФАС. Таких объемов, полагают в ведомстве, хватит «для удовлетворения спроса». Если верить информации, представленной Центральным диспетчерским управлением топливно-энергетического комплекса, речь идет о 1,64 млн тонн автомобильных бензинов, а также о 2,74 млн тонн дизельного топлива.

«Минэнерго и ФАС активно договаривались с нефтяниками на протяжении фактически всей весны, чтобы те меньше экспортировали сырья, насыщали внутренний рынок, не спешили или как-то аккуратно проводили профилактику на нефтеперерабатывающих заводах», - прокомментировал информацию ФАС эксперт Игорь Юшков

Цель повысить запасы автомобильного бензина к маю текущего года до 1,6-1,7 млн тонн перед нефтяными компаниями ставило Министерство энергетики России после того, как внутренний рынок испытал дефицит топлива на фоне неспособности нефтеперерабатывающих предприятий из-за пандемии коронавирусной инфекции обеспечить спрос.

Пандемия встряхнула рынки

Ситуация усугубилась при росте цен на нефть, из-за которого экспортная цена нефтепродуктов оказалась выше внутренней. В результате, по данным Росстата, рост розничной цены бензина в России в первом полугодии 2021 года превысил динамику за весь 2020 год.

Остановить рост решили прямым воздействием. Для этого российское правительство скорректировало налоговые условия для сектора переработки и увеличило обязательства компаний по обеспечению внутреннего рынка топливом. Вице-премьер РФ Александр Новак говорил, что рост цен на бензин в России не превысит темпы инфляции.

«Можно сказать, что рекордные объемы – это результат усилий Минэнерго, потому что цена на нефть росла, а нефтяники все больше и больше отправляли на экспорт. Соответственно, уходило сырое сырье и нефтепродукты, за счет чего компании зарабатывали больше. 

Поэтому власти опасались, что дефицит приведет к большему подорожанию топлива после роста цен на протяжении нескольких месяцев 2021 года. Остановился он только во второй половине апреля, так как был изменен механизм расчета демпфирующей надбавки. Сейчас вы видим результаты борьбы – запасов топлива в России стало очень много, нефтеперерабатывающие заводы практически не уходили на плановые ремонты и не отправляли на экспорт», - пояснил эксперт.

Стабильность в РФ привлечет Киев

Украина оказалась на грани топливного кризиса из-за дефицита дизеля и автогаза, о котором заговорили в мае текущего года. Однако коллапса удалось избежать за счет российского поставщика. Такой подход местных компаний не устроил украинскую власть, которая вмешалась в регулирование цен на автомобильное топливо, спровоцировав новые проблемы.

О сложностях заявлял директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, констатировавший, что поставки бензина А-95 на Украину из Белоруссии больше не осуществляются в одностороннем порядке по решению Минска.

Коммерческий директор государственной газодобывающей компании «Укргаздобыча» Сергей Федоренко уточнил, что дефицит бензина А-95 в стране может составить в июне 50-60 тысяч тонн из-за решения белорусской стороны.

Нависшие угрозы, считает эксперт Игорь Юшков, могут подтолкнуть украинские компании к России, так как прямого запрета на поставки топлива в эту страну нет. 

«Однако есть процесс лицензирования. То есть, если вы хотите поставить туда топливо, то должны получить специальную лицензию и взять разрешение у Министерства экономического развития Российской Федерации», - отметил собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Если отечественные компании хотят поставить Украине дизельное топливо, то могут воспользоваться трубой, которая идет из России через Белоруссию. Но сейчас вопрос стоит в желании и потребности украинских организаций, а также в разрешении киевских властей, которые бравируют отказом от российского и белорусского топлива и электроэнергии.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 09.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики