Сжиженный природный газ (СПГ) является перспективным топливом для морского транспорта, и это нужно учитывать РФ, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
СПГ перспективен для кораблестроения
Издание Maritime Logistics сообщает о первой переделке крупного контейнеровоза под СПГ.
Имеется в виду контейнеровоз Brussels Express, двигатель которого преобразован под сжиженный природный газ. Судоходная компания Hapag-Lloyd заявила, что это делается для снижения экологического воздействия на окружающую среду.
Переделку провели на верфи Huarun Dadong в Шанхае, а работы осуществлялись над двигателем MAN B&W 9S90ME-C. Ранее таких работ в мире не проводилось, а в процессе возникло много проблем, но все они были успешно преодолены.
На корабле установили резервуар для СПГ с загрузочной массой в 1300 тонн, а в знак уважения к европейской зеленой сделке судно, построенное в Германии в 2014 году, переименовалось из Sajir в Brussels Express. Именно из-за экологии это и затевалось.
Европейцы так запугали мировой рынок с помощью New Green Deal, что проблемами экологии заняли всех, начиная с энергетиков, заканчивая металлургами и перевозчиками. И здесь СПГ является более перспективным топливом, чем нефтепродукты.
Судно украсила надпись «бункеровка для более чистого будущего», а опыт Brussels Express обещают использовать в других проектах.
В корабельной теме существует два, связанных с СПГ, направления. Во-первых, перевод судов на потребление сжиженного природного газа – такие проекты реализуются как в РФ, так и в других странах, а во-вторых, создание флота СПГ-газовозов.
Для РФ, собирающейся развертывать СПГ-производство, это важный момент. Современного флота нашей стране в будущем не хватит, а разработка месторождений в Артике требует судов ледового класса arc7 – это уже привело к перевалкам.
У СПГ отличные перспективы в морском фрахте
«СПГ как судовое топливо признается в качестве одного из наиболее перспективных направлений в рамках расширения потребления этого вида топлива, об этом говорят давно, что и обернулось этим корабельным проектом», - констатирует Перов.
Численность судов, работающих на СПГ, незаметна по отношению к тоннажу мирового торгового флота, но экологические проекты открывают дорогу этому топливу: оно позволяет снизить выброс окислов серы и твердых частиц на 90% и углерода – на 30%.
До водородных кораблей в ЕС не додумались – есть вопросы по использованию данного топлива даже в автомобильном транспорте, поэтому у корабельного фрахта существует только один вариант снижения выбросов, а именно – использование СПГ.
На речном флоте имеются чисто экономические преимущества: применение СПГ сократит сроки окупаемости судов.
«В течение многих лет реализуются соответствующие проекты, направленные на развитие СПГ-бункеровки. Суда постепенно переводятся на СПГ, поэтому этот случай на китайской верфи отражает общую перспективность тренда», - резюмирует Перов.
РФ надо развивать данное направление, о чем не раз говорилось как на уровне экспертов, так и Правительства РФ. Формируется огромный рынок потребления СПГ, и если мы хотим и дальше усиливать свои позиции в энергетике, то должны над этим работать.
Корабельный рынок носит перспективный характер для сжиженного газа, и его можно сравнить с рынком авиаперевозок для нефтепродуктов.
«Москве надо попасть на этот рынок, не просто гнать СПГ на экспорт, но и получать доступ к конечному потребителю, где морской транспорт занимает сильные позиции. Популярность СПГ продолжит возрастать в силу усиления требований к судовому топливу, а судовладельцы будут вынуждены все больше переходить к сжиженному газу», - заключает Перов.
Россия сохраняет планы по СПГ-газовозам
Что касается рынка СПГ-газовозов, то, как отмечает Перов, пока мы не можем обеспечить себя кораблями российской постройки. Из-за этого в новом законе заложены пункты, позволяющие воспользоваться услугами иностранных верфей.
В РФ вводится требование о задействовании отечественных производителей для создания газовых танкеров, но в него сразу закладываются ограничения, позволяющие в случае форс-мажора, а он практически гарантирован, от него отойти.
«История с принуждением «Новатэка» сделать заказ на российских верфях – показательна. Сегодня РФ не надо большого флота для перевозки СПГ – кроме проектов «Новатэка» ничего крупного у нас в ближайшее время не будет», - констатирует Перов.
Создание СПГ-флота рассчитано под проекты «Новатэка» и под будущие масштабные начинания по сжижению газа.
«Сегодня нет особых потребностей в этом: есть планы «Новатэка», проекты, связанные с производством СПГ на Востоке и Балтике, но на все это у России хватит газовозов, однако есть смысл подумать о будущем», - резюмирует Перов.
Развитие СПГ будет связано с морским направлением, еще есть такая тема, как малотоннажный СПГ, где первичная поставка осуществляется на танкерах. В ЕС тема пошла в оборот, что дает возможности и для российских проектов.