Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизель потек за бензином

Дизель потек за бензином

Минэнерго оценит возможность соглашения о ценах на АЗС

Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго оценить целесообразность заключения соглашения с нефтяниками по ценам на автотопливо. Вслед за бензином на заправках стало дорожать дизельное топливо. Рост в рознице пока незначительный (на 2,2% с начала года), но в опте за полтора месяца стоимость тонны дизеля увеличилась на 5%, в моменте поднявшись до исторического максимума 52,6 тыс. рублей.

Также ведомству поручено подготовить предложения по сдерживанию роста цен на автотопливо в ближайшие две недели. Пока же принято решение об увеличении нормативов продаж на бирже дизтоплива и бензина от уровня производства на 1% - до 12% и 8,5% соответственно. При этом дефицита на рынке ни того ни другого не наблюдается. Подорожание связывают с ростом цен на нефтепродукты в Европе и сезонным увеличением спроса, который был усугублен карантинными запретами, ограничившими выезд за границу на популярные курорты, что подстегнуло развитие внутреннего автотуризма.

По мнению независимого эксперта Виктора Костюкова, также одной из причин роста цен на дизельное топливо является желание нефтяников "догнать" темпы роста до показателей бензина. Сейчас внутренний рынок остается премиальным для поставок топлива - благодаря демпферному механизму производитель получает от 4 до 6 тыс. рублей на тонну топлива, что существенно влияет и на цены на АЗС, добавил Костюков.

Для сдерживания роста цен у правительства также остается крайняя мера - запрет экспорта топлива. Пока обсуждался только запрет поставок бензина за границу, но теперь разговор может пойти и о дизеле. Бензина российские компании экспортируют не так много - около 10% от производства, а вот дизеля уходит на экспорт половина, причем большая часть в Европу. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, такое решение возможно, но фактически оно будет означать, что мы делаем шаг к госрегулированию цен на топливо. В результате может быть введен сезонный потолок цен или мораторий на их рост. Заключение соглашения с нефтяниками не решит проблему, хотя есть шанс, что за время его действия цены на нефть немного снизятся, компании получат выплаты по новому демпферу и рынок успокоится сам собой. Но никакой страховки от возобновления роста цен, соглашение не даст, считает эксперт.

"Минэнерго поручено до 1 июля подготовить предложения по сдерживанию роста цен на автотопливо"

В 2018 году в период резкого подорожания автотоплива на АЗС с нефтяными компаниями уже было заключено соглашение о временной заморозке цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. А с начала 2019-го в России заработал демпфирующий механизм, компенсирующий часть потерь нефтеперерабатывающим заводам при поставках топлива на внутренний рынок при высоких экспортных ценах на бензин. С тех пор демпфер уже несколько раз корректировался.

"Сегодня, правительство может предложить по истечению срока соглашения, опять пересмотреть параметры демпфера в пользу нефтяных компаний, что позволит на время удержать цены от роста. Но через какое-то время механизм опять придется пересматривать", - говорит Симонов. С его точки зрения, можно прекратить пытаться противостоять рынку и отпустить цены, попытавшись объяснить населению, на что идут налоги и акцизы с производства бензина и дизеля. Цены вырастут относительно прошлых лет, но не настолько, чтобы догнать, например, европейские, считает эксперт.

Авторы: Михаил Загайнов, Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 16.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики