Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дизель потек за бензином

Дизель потек за бензином

Минэнерго оценит возможность соглашения о ценах на АЗС

Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго оценить целесообразность заключения соглашения с нефтяниками по ценам на автотопливо. Вслед за бензином на заправках стало дорожать дизельное топливо. Рост в рознице пока незначительный (на 2,2% с начала года), но в опте за полтора месяца стоимость тонны дизеля увеличилась на 5%, в моменте поднявшись до исторического максимума 52,6 тыс. рублей.

Также ведомству поручено подготовить предложения по сдерживанию роста цен на автотопливо в ближайшие две недели. Пока же принято решение об увеличении нормативов продаж на бирже дизтоплива и бензина от уровня производства на 1% - до 12% и 8,5% соответственно. При этом дефицита на рынке ни того ни другого не наблюдается. Подорожание связывают с ростом цен на нефтепродукты в Европе и сезонным увеличением спроса, который был усугублен карантинными запретами, ограничившими выезд за границу на популярные курорты, что подстегнуло развитие внутреннего автотуризма.

По мнению независимого эксперта Виктора Костюкова, также одной из причин роста цен на дизельное топливо является желание нефтяников "догнать" темпы роста до показателей бензина. Сейчас внутренний рынок остается премиальным для поставок топлива - благодаря демпферному механизму производитель получает от 4 до 6 тыс. рублей на тонну топлива, что существенно влияет и на цены на АЗС, добавил Костюков.

Для сдерживания роста цен у правительства также остается крайняя мера - запрет экспорта топлива. Пока обсуждался только запрет поставок бензина за границу, но теперь разговор может пойти и о дизеле. Бензина российские компании экспортируют не так много - около 10% от производства, а вот дизеля уходит на экспорт половина, причем большая часть в Европу. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, такое решение возможно, но фактически оно будет означать, что мы делаем шаг к госрегулированию цен на топливо. В результате может быть введен сезонный потолок цен или мораторий на их рост. Заключение соглашения с нефтяниками не решит проблему, хотя есть шанс, что за время его действия цены на нефть немного снизятся, компании получат выплаты по новому демпферу и рынок успокоится сам собой. Но никакой страховки от возобновления роста цен, соглашение не даст, считает эксперт.

"Минэнерго поручено до 1 июля подготовить предложения по сдерживанию роста цен на автотопливо"

В 2018 году в период резкого подорожания автотоплива на АЗС с нефтяными компаниями уже было заключено соглашение о временной заморозке цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. А с начала 2019-го в России заработал демпфирующий механизм, компенсирующий часть потерь нефтеперерабатывающим заводам при поставках топлива на внутренний рынок при высоких экспортных ценах на бензин. С тех пор демпфер уже несколько раз корректировался.

"Сегодня, правительство может предложить по истечению срока соглашения, опять пересмотреть параметры демпфера в пользу нефтяных компаний, что позволит на время удержать цены от роста. Но через какое-то время механизм опять придется пересматривать", - говорит Симонов. С его точки зрения, можно прекратить пытаться противостоять рынку и отпустить цены, попытавшись объяснить населению, на что идут налоги и акцизы с производства бензина и дизеля. Цены вырастут относительно прошлых лет, но не настолько, чтобы догнать, например, европейские, считает эксперт.

Авторы: Михаил Загайнов, Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 16.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики