Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток – 2» временно «перекроет» белорусский транзит

«Северный поток – 2» временно «перекроет» белорусский транзит

Сокращение транзита российского газа через Белоруссию и Польшу произойдет в качестве вынужденной меры, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Запуск магистрального газопровода «Северный поток – 2» из Российской Федерации в Германию через Балтийское море, пишет издание Baltnews, негативно повлияет на эксплуатацию трубопровода «Ямал – Европа» за счет того, что потребность в нем снизится. В результате нагрузка на этот газопровод упадет, а Белоруссия и Польша останутся без транзита российского газа. 

Белорусский транзит для Российской Федерации, по мнению собеседника ФБА «Экономика сегодня» Александра Перова, имеет важное значение. Территории этой страны необходимы для российского газа.

«Поэтому не приходится говорить, что он вдруг исчезнет из-за того, что компания «Газпром» построит магистральный газопровод «Северный поток – 2».

Все мы прекрасно помним, что основная цель заключалась в том, чтобы обойти газопроводами украинские территории настолько, насколько это возможно. То есть планировалось сократить украинский транзит», - рассуждает эксперт. 

Россия сохранит транзит

Ранее ведущий эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при Правительстве России Станислав Митрахович пояснил, что даже при сокращении транзитных объемов по белорусским или польским территориям российская сторона ничего не потеряет, а Минск и вовсе получит выгоду в виде переживаний президента Украины Владимира Зеленского, которого беспокоит запуск «Северного потока – 2»

Окончание строительства магистрального газопровода «Северный поток – 2» может серьезно ударить по украинской экономике. По словам депутата Верховной рады от партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Нестора Шуфрича, которые он озвучил в эфире телеканала «НАШ», проблема затронет каждого жителя страны. Именно этот факт вызывает опасения у Зеленского, который оценил потерю российского транзита в 6 миллиардов американских долларов.

Действие контракта «Газпрома» с компанией Украины «Нафтогаз» заканчивается в 2024 году. В экспертном сообществе предполагают, что трубопровод «Ямал – Европа» за три года приобретет стратегическое значение.

После 2025 года, если соглашение государственные организации не продлят, российская энергетическая компания перенаправит транзит и пустит ресурс не через украинские территории, а через Белоруссию. 

«Но пока на долю белорусского транзита останется меньше газа. Хотя не стоит забывать, что «Северному потоку» придется искать так называемую замену на время плановых профилактических работ и как раз труба, проходящая через Белоруссию и Польшу, пригодится в этих случаях», - пояснил Александр Перов.

Другим положительным фактором для «Газпрома», уверены в экспертном сообществе, окажется истощение Гронингенского газового месторождения в Нидерландах к 2030 году. Это приведет к повышенным поставкам российского газа через белорусские земли.

Украина остается в стороне

В истории с «Северным потоком – 2» страдает только украинская сторона, ведь газотранспортная система этой страны зависит от транзита российского газа и без него остановит работу, так как основные мощности, наполняющие ее, идут из России.

После окончания контракта с российской компанией, отмечают аналитики украинского Института будущего, у Киева появится семь вариантов дальнейшего развития событий для восстановления бюджетных потерь. Однако большая часть этих способов связана с серьезными вложениями средств и экономическими реформами, что в современных реалиях Украины создает дополнительные сложности.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 20.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики